ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ

  • DAVYDOCHKINA Yulia S. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SAFONOVA Marina V.
Ключевые слова: самоорганизация, плани- рование, продуктивность, самостоятельность, цель, смысл жизни, смысложизненные ориента- ции, ценности.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвя- щенных смысложизненным ориентациям и самоор- ганизации обучающихся. Последняя рассматривается как совокупность свойств и способностей личности, позволяющих эффективно организовать собствен- ную деятельность. Отмечается противоречие меж- ду имеющимися научно обоснованными способами самоопределения в образовательном процессе и от- сутствием у большинства обучающихся умений само- организации.

Цель статьи – охарактеризовать особен- ности смысложизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий во взаимосвязи с уровнями самоорганизации.

Методологию исследования составляют: кон- цепции и инновационные модели личностно-дея- тельностного подхода (Е.В. Бондаревская, А.А. Вер- бицкий, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леон- тьев и др.), исследования в области саморегуляции деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Б. Зин- ченко, А.А. Леонтьев), теория стремления к смыслу В. Франкла, психология смысла Д.А. Леонтьева, тео- рия смысложизненных ориентаций В.Э. Чудновско- го.

В исследовании приняло участие 242 воспитан- ника системы кадетского и женского гимназическо- го образования Красноярского края. Базой исследо- вания выступили краевое государственное бюджет- ное общеобразовательное учреждение «Краснояр- ский кадетский корпус имени А.И. Лебедя» (ККК), краевое государственное бюджетное общеобразо- вательное учреждение «Лесосибирский кадетский корпус» (ЛКК), краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарыповский кадетский корпус» (ШКК) и краевое государствен- ное бюджетное общеобразовательное учрежде- ние «Красноярская Мариинская женская гимназия- интернат» (КМЖГИ).

Для диагностики применялись опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Ман- дриковой, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка дан- ных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения вы- борок использован U-критерий Манна – Уитни, кор- реляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана.

Результаты. Исследование показало, что большинство подростков обладают уровнем сфор- мированности смысложизненных ориентаций по всем шкалам преимущественно на низком и сред- нем уровнях. Существуют связь между всеми пара- метрами смысложизненных ориентаций (цель жиз- ни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля – Я и локус контроля – жизнь) и самоорга- низацией. Смысложизненные ориентации являются ведущим фактором, способствующим определению жизненных целей.

Заключение. Сделаны выводы, что в подрост- ковом возрасте высокий уровень самоорганизации можно считать одним из факторов, влияющих на положительную удовлетворенность жизнью, нали- чие перспективных целей. Самостоятельность, це- леустремленность, осознание собственного отноше- ния к себе, к миру являются значимыми и составля- ют основу для самореализации себя в социальном мире, придают жизни осмысленность.

Литература

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 63–70. URL: https://vk.com/topic-86610177_32115327
2. Андросенко М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ. 2005. № 3. С. 3–17.
3. Богомаз C.A. Типологические особенности самоорганизации деятельности //Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. C. 163–166. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=857&article_id=6042
4. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 102.
5. Волочков A.A. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2, Т. 25. C. 1–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17695417
6. Грачева Н.М. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. № 2. C. 47–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21947106
7. Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Сформированность навыков стратегического целеполагания как одно из условий успешной
самоорганизации обучающегося // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 160–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41751437
8. Зубова Л.В., Кириенко А.А. К вопросу
о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2. С. 70–76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vzaimosvyazi-smyslozhiz-nennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-podrostkov
9. Казарян А.А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. 2018. № 18. С. 438–443. URL: https://moluch.ru/archive/204/50113/
10. Клементьева М.В. Исследование взаимо-связи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2.
С. 276–284 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-biograficheskoy-refleksii
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Academia, 2005. 352 с. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html
12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с. URL: https://www.litres.ru/d-leontev/psihologiya-smysla-priroda-stroenie-i-dinamika-smyslovoy-realnosti/chitat-onlayn/
13. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. URL: https://docplayer.ru/27889736-D-a-leontev-test-smyslozhiznennyh-orientaciy-szho.html
14. Магазева Е.А., Чуватаева М.К. Взаимосвязь
мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-so-smyslozhiznennymi-orientatsiyami-studentov-meditsinskogo-vuza/viewer
15. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника
самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59–83. URL: https://www.studmed.ru/psihologicheskaya-diagnostika-2010-02_73c56ed9771.html
16. Михайлюк А.Н. Система жизненных ценностей и особенности смысложизненных ориентаций молодежи // Российский психологический журнал. М.: КРЕДО, 2011. № 3.
C. 74–80 [Электронный ресурс]. URL: https://rpj.ru.com/index.php/rpj/issue/view/29/T8%233%20R
17. Мишин И.А. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и особенностей профессионального выбора будущих специалистов //
Акмеология. 2015. № 3. C. 117–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-osobennostey-professionalnogo-vybora-buduschih-spetsialistov
18. Никитенко П.Д. Взаимосвязь социальных представлений о мире и смысложизненных ориентаций в различных условиях социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. № 3. С. 250–257. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sotsialnyh-predstavleniy-o-mire-i-smyslozhiznennyh-orientatsiy-v-razlichnyh-usloviyah-sotsializatsii-molodezhi
19. Нос Е.Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 106–108. URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal page=archive&id=983&article_id=19922
20. Орлова Д.В. Сущность понятия «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Международный научно-исследовательский журнал «Евразийский союз ученых». 2016. № 25, ч. 4. С. 57−59. DOI: 10.31618/esu.2411-6467.8.53.1
21. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технологического университета. 2012. № 10-2. С. 156–160 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti
22. Турсунов В.В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и агрессивности в юношеском возрасте // Личность в менящемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 3. С. 64–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-agressivnosti-v-yunosheskom-vozraste
23. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: избр. тр. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. 766 с.
24. Шестакова Е.В. Формирование интегративного механизма самоорганизации производственно-экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2017. 400 с.
25. Antonovsky A. The implications of salutogenesis: An outsider,s view // A.P. Turnbull, J.M. Patterson, S.K. Behr, D.L. Murphy, J.G. Marquis, & M.J. Blue-Banning (еds.) Cognitive coping, families and disability. Baltimore: Brooks, 1993. P. 111–122.
26. Bassam Yousef Ibrahim Banat. Life Orientation among Palestinians // Amaintensamente la inteligencia. San Agustin. 2019. Vol. 120, No. 13. P. 1367–1376. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 338018247_Life_orientation_among_Palestinians
27. Chang E. et al. Optimism and pessimism as partially independent constructs: relationship to positive and negative affectivity and psychological wellbeing // Personality and individual differences. 1997. Vol. 23, No. 3. P. 433–440. URL: https://www.researchgate.net/publication/223053180_Optimism and_pessimism_as_partially_independent_constructs_Relationship to_positive_and_negative_affectivity and_psychological_well-being
28. Manzini C. An appreciative enquiry into the life orientation program offered in high schools. Master Thesis. University of Zululand. 2012. https://www.researchgate.net/publication/
29. Maree K. Theoretical approaches: An overview // K. Maree, L. Ebersohn. Life skills and career counselling. Sandown: Heinemann Publishers, 2002.
30. Scheier M., Carver C. Optimism, coping and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology. 1985. Vol. 4, № 3. P. 219–247. https://www.researchgate.net/publication/19133050
31. Schultheiss D., Stead G.B. Childhood career development scale: Scale construction and psychometric properties // Journal of Career Assessment. 2004. № 12.
P. 113–134. https://www.researchgate.net/publication/247728827_Childhood_Career Development
32. Vassar M., Bradley G. A reliability generalization study of coefficient Alpha for the life orientation test // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92, № 4. P. 362–370.
https://www.researchgate.net/publica-tion/44677476
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
S., D., & V., S. (2020). ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 90-103. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-187