СФОРМИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И МАРИИНСКИХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных формированию мотивации обучающихся, рассматриваемой как определенные действия человека, направленные на достижение цели, а также являющейся одним из условий успешной самоорганизации. Цель статьи – охарактеризовать особенности мотивов учебной деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий в зависимости от уровня самоорганизации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы: системный: принцип системности, принцип развития (Л.И. Анцыферова, B.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.), субъектно-развивающий: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.Л. Слободчиков и др.).
В исследовании приняли участие 920 воспитанников системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края: 640 мальчиков и 280 девочек в возрасте от 12 до 17 лет. Базой исследования выступили краевые государственные общеобразовательные организации со специальным наименованием «кадетский (морской кадетский) корпус» и краевые государственные общеобразовательные организации «Мариинские женские гимназии», а также краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение «Крае-
вая школа-интернат по работе с одаренными детьми „Школа космонавтики”». Для диагностики применялись «Методика диагностики типа школьной мотивации» у старшеклассников Е. Лепешовой, «Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна – Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана.
Результаты. Ключевыми причинами, влияющими на непродуктивную организацию деятельности воспитанников кадетских корпусов и Мариинских гимназий, являются эмоциональная напряженность и эмоциональная апатия. Имеют значение и организационные дезорганизаторы, связанные с отсутствием навыков планирования дел, установления их очередности, способности длительное время работать над одной проблемой, стремлением откладывать выполнение дел. Внутренние мотивы учения, связанные с познанием, саморазвитием, самореализацией, отмечаются у небольшого числа воспитанников. Характерен высокий уровень мотивации, связанной с осознанием социальной необходимости обучения, престижностью обучения в семье, с одобрением родителей. Мотивы, связанные с одобрением педагогов, одноклассников, престижностью учебы в классе, представлены преимущественно на низком уровне. Ценностно-смысловые дезорганизаторы времени и эмоциональная апатия имеют прямые взаимосвязи со всеми остальными параметрами личностных дезорганизаторов.
Заключение. Понимание взаимосвязей параметров личностных дезорганизаторов времени и ключевых мотивов подростков позволит повысить общий уровень самоорганизации воспитанников и грамотно организовать психологическую работу в условиях образовательного процесса в закрытых образовательных учреждениях.
Литература
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-dostizheniya-uspeha-i-lichnostnye-osobennosti-studentov
2.Давыдочкина Ю.С., Сафонова М.В. Личностные дезорганизаторы времени воспитанников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 145–149.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44271271
3.Йулдашева С.М. Профессиональная мотивация будущих специалистов как один из ключевых факторов успешной педагогической деятельности // Наука и образование сегодня. 2019. № 3 (38). С. 83–85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-buduschih-spetsialistov-kak-odin-iz-klyuchevyh-faktorov-uspeshnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti
4.Китова Е.Б., Трошкин М.И. Учебная мотивация и влияние перехода на дистант глазами студентов вузов // Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, № 3. С. 341–350. URL: http://izvestia.bgu.ru/reader/article.aspx?id=24059
5.Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. С. 107–111.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov
6.Кускеева О.О. Мотивация персонала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5. C. 78–83. URL: https://publikacia.net/archive/2016/5/2/25
7.Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с. URL: https://klex.ru/epo
8.Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с. URL: https://bookree.org/reader?file=1475335
9.Ломакин Д.И. Мотивация достижения успеха и избегания неудач, управляющие функции и эмоциональный интеллект у подростков с признаками девиантного поведения // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина). 2021. № 1. С. 77–84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha
10.Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с. (Мастера психологии). URL: https://klex.ru/25g
11.Михайлов А.А. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 185–189.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti
12.Оллпорг Г.В. Личность в психологии. СПб.: Ювента, 1998. 345 с. URL: https://klex.ru/d9z
13.Опарина Я.О., Шабанова О.А. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации через внедрение модели персонализированного обучения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (48). С. 69–72.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-uchebnoy-motivatsii-cherez-vnedrenie-modeli-personalizirovannogo-obucheniya
14.Тайсаева С.Б., Скрипникова Н.Б., Шукшина Л.В. Исследование факторов мотивации достижения профессиональной деятельности социальных педагогов // Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 302–307. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-faktorov-motivatsii-dostizheniya-professionalnoy-deyatelnosti-sotsialnyh-pedagogov
15.Хачикьян Т.Н. Развитие предпринимательства посредством механизмов мотивации // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2010. № 31. С. 79–87.
URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17674907_23613107.pdf
16.Шапиро С.А. Мотивация. М.: ГроссМедиа, 2008. С. 150. URL: https://www.klex.ru/5qb
17.Яударова Н.Ю. Психологические аспекты современной мотивации педагогов // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 3-2 (105). С. 104–110.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty
18.Fung W., Chung K. The direct and indirect relationships among kindergarten children’s social mastery motivation, receptive vocabulary, and socioemotional skills // Current Psychology. November. 2019.
URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-019-00523-3#citeas
19.Kotera Y., Taylor E., Fido D., Williams D. University of Derby motivation of UK graduate students in education: Self-compassion moderates pathway from extrinsic motivation to intrinsic motivation // Current Psychology. 2021. Vol. 40, is. 9.
URL: https://www.researchgate.net/publication/354447897_Motivation
20.Yang X., Zhu J., Hu P. Perceived social support and procrastination in college students: A sequential mediation model of self-compassion and negative emotions // Current Psychology. 2021. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-021-01920-3#citeas