ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

  • SELEZNEVA Natalya T. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • LANDENOK Andrei V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: качество медицинской помощи, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, патерналистская модель взаимоотношений, партнерская модель взаимоотношений, компетентностный подход в образовании, эмоциональное выгорание, эмпатия.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор зарубежных и отечественных источников, посвященных коммуникативной компетентности врачей. Отмечается противоречие между современными требованиями к качеству медицинской помощи и реальным уровнем коммуникативной компетентности врачей, их трудностями в общении с пациентами и их родственниками. Цель статьи – проанализировать особенности коммуникативной компетентности врачей хирургического и терапевтического профилей.

Методологию исследования составляют: деятельностный подход: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский Д.Б. Эльконин и др.); системный подход: принцип системности, принцип развития (Б.Г. Ананьев, А.Я. Варга, Б.Ф. Ломов, И.М. Сеченов и др.); субъектно-деятельностный подход: принцип соотношения между индивидуальным и общественным (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко, В.Л. Слободчиков и др.).

Исследование проводилось на базе медицинской организации г. Красноярска. Выборку составили врачи: терапевтического профиля – 20 человек; хирургического профиля – 30 человек (50 человек). Все врачи работают в стационарах с пациентами. Общий стаж работы врачей составляет от пяти лет и выше.

В ходе исследования применялись следующие методики: индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, тест коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина.

Результаты. Исследование показало, что врачи хирургического профиля имеют большую склонность к лидерскому, неконформному, конфликтному и индивидуалистическому типам поведения. Врачи терапевтического профиля имеют большую склонность к индивидуалистическому, конформному и компромиссному типам поведения. Это говорит о том, что врачи терапевтического профиля имеют большую склонность к выстраиванию продуктивного взаимодействия с пациентами. При этом уровень коммуникативных и организационных склонностей большей части врачей обоих профилей (более 63 %) находится в отметке «низкий» и «ниже среднего», это говорит о возможных трудностях в общении с пациентами, что может выражаться в отсутствии желания быть инициаторами общения, в избегании частых прямых контактов.

Заключение. Сделаны выводы о том, что одним из необходимых условий выстраивания эффективных отношений в системе «врач – пациент» является наличие развитой коммуникативной компетентности врача. Умение общаться с пациентами позволяет врачу испытывать меньше стресса на работе и, как следствие, снижает риск эмоционального выгорания.

Литература

1. Аленинская О.А. Особенности аффективного компонента концепции пациента у врача // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 9 (65). С. 281–287. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12177432_94249703.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
2. Андрианова Т.А., Карпович Ю.В. Формирование коммуникативных навыков как необходимого элемента профессиональной культуры врачей // Деонтологическое воспитание и формирование коммуникативных навыков у обучающихся в институте: матер. учеб.-методич. конф., Пермь, 23 мая 2019 г. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический институт, 2019. С. 14–17. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38576318_79213540.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
3. Васильева И.В., Григорьев П.Е. Особенности эмоционального выгорания врачей в зависимости от стажа работы // Таврический журнал психиатрии. 2017. Т. 21, № 1. С. 21–27. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30725953_80288827.pdf (дата обращения: 19.02.2021)
4. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 1. С. 165–169. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15283764_24898507.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
5. Васильева Л.Н. О коммуникативной компетентности будущих врачей // Медицинская психология в России. 2013. Т. 5, № 5 (22). С. 18. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35000559_77370583.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
6. Давыдова Н.С., Шкиндер Н.Л., Чернядьев С.А. и др. Коммуникативные навыки врача как междисциплинарный сквозной образовательный модуль // Виртуальные технологии в медицине. 2017. № 1 (17). С. 56–57. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35451807_67574899.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
7. Зверева Н.С. Психологические особенности отношений «врач – пациент» в современном Российском обществе // Социальная акмеология и психология. 2016. № 4. С. 131–136. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27718802_54628884.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
8. Клиническая психология: учебник для вузов. 5-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2014. 896 с.
9. Клоктунова Н.А., Барсукова М.И., Ремпель Е.А. и др. Формирование коммуникативных навыков врача в процессе обучения в медицинском вузе // Гуманитарные науки в образовании. 2018. Т. 9, № 3 (35). С. 50–56. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35646566_43789498.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
10. Кожухарь Г.С., Натхо Р.Х. Эмоциональное выгорание и коммуникативная компетентность у медицинских работников (на примере врачей разных специальностей) // Научные исследования и образование. 2016. № 3. С. 28–34. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26694006_94913003.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
11. Колягин В.В. Коммуникация в медицине. Основы трансакционного анализа: пособие для врачей. Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012. 60 с. URL: https://docplayer.ru/28331170-Kommunikacii-v-medicine-osnovy-transakcionnogo-analiza.html (дата обращения: 19.02.2021).
12. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компетентности врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 2. С. 115–121. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23234860_12648751.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
13. Мануйлов Г.В. Эмпатические и рефлексивные процессы у врачей терапевтического и хирургического профиля // Общество: социология, психология, педагогика. 2019.
№ 3 (59). С. 104–107. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37165205_71604134.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
14. Миколаевский Д.В. Синдром эмоционального выгорания среди врачей // Развитие профессионализма. 2016. № 2. С. 87–88. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28999054_52011392.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
15. Мурашова Л.А. Эмпатия как составляющая коммуникативной компетентности будущего врача // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: матер. 4-й Международ. научн.-практ конф., Тверь, 14 апреля 2016 г. Тверь: ГБОУ ВПО «Тверская медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», 2016. С. 119–124. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35163451_34337136.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
16. Президент поставил задачу сделать систему медицинской помощи более устойчивой и гибкой. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Prezident-postavil-zadachu-sdelat-sistemu-medicinskoi-pomoshi-bolee-ustoichivoi-i-gibkoi.html (дата обращения: 19.02.2021).
17. Сидорова Н.В., Шеметова Г.Н., Губанова Г.В. Значение коммуникативных компетенций при подготовке врача общей практики // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. Т. 13, № 3. С. 560–563. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32484244_63545663.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
18. Симкова К.С., Харькова О.А. Коммуникативные навыки врачей: обзор литературы // Инновационная наука. 2020. № 11. С. 178–180. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44156888_37226540.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
19. Сипки Х.Р. Эмпатия как фактор достижения профессионализма в деятельности врача // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2. С. 27–274. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_40090445_68538949.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
20. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
21. Собчик Л.Н. Управление персоналом и психо-диагностика. М.: Бргес, 2010. 186 с.
22. Соколова А.Ю., Сорокин Ю.И. Развитие коммуникативных навыков как залог эффективной коммуникации «врач – пациент» // Медицинский дискурс: вопросы теории и практики: матер. 8-й Междунар. научно-практ. и образов. конф., Тверь, 09 апреля 2020 г. Тверь: ГБОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», 2020. С. 212–216. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44093663_84173867.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
23. Субботина М.В. Повышение эффективности обучения будущих врачей путем компетентностного подхода на основе контекстного обучения // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2013. № 2. С. 55–58. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22488419_58659493.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
24. Сыдыгалиева З.М., Кенбейлов Ж.Н., Ескалиева К.А. Роль и значение коммуникативных навыков в профессиональной подготовке врачей общей практики // Медицинский журнал западного Казахстана. 2014. № 3 (43). С. 95–96. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24156770_83127419.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
25. Трушкина С.В. Коммуникативные техники повышения комплаентности пациентов в практике врача // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10, № 5 (52). С. 6. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37619720_91074654.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
26. Хвощ Р.Н., Макарова О.В. Факторы формирования коммуникативной компетенции будущих врачей как условие эффективного лечения пациентов // Медицинская наука и образование Урала. 2019. Т. 20, № 4 (100). С. 171–175. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42471105_57735268.pdf (дата обращения: 19.02.2021)
27. Derksen F., Bensing J., Largo-Janssen A. Effectiveness of empathy in general practice: a systematic review // British Journal of General Practice. 2013. Is. 63 (606). P. 76–84. DOI: https://doi.org/10.3399/bjgp13x660814
28. Eby D. Empathy in general practice: its meaning for patients and doctors // British Journal of General Practice. 2018. Is. 68 (674). P. 412–413. DOI: https://doi.org/10.3399/bjgp18x698453
29. Eustice C. The Doctor-patient relationship: Impacting the success of treatment // Verywell Health. May 03, 2020. URL: https://www.verywellhealth.com/the-doctor-patient-relationship-188050 (дата обращения: 19.02.2021).
30. Molina-Mula J., Gallo-Estrada J. Impact of nurse-patient relationship on quality of care and patient autonomy in decision-making // J Environ Res Public Health. 2020. Jan 29. Is. 17 (3).
P. 835. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32013108 (дата обращения: 19.02.2021).
31. Taveira-Gomes I. Communication skills in medical students An exploratory study before and after clerkships // Porto Biomedical Journal. November 2016. Is. 1 (5). P. 173–180. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pbj.2016.08.002
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
T., S., & V., L. (2021). ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 80-93. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-261