ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ

  • Aramacheva Ludmila V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Dubovik Evgenia Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Zakharova Alina A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: представление детей старшего дошкольного возраста о родителях, дети старшего дошкольного возраста, психолого-педагогическая работа.

Аннотация

Проблема и цель. Авторы изучают представления детей старшего дошкольного возраста о родителях. В настоящее время в научной литературе активно обсуждается феномен современного родительства, в том числе приводится описание специфики отношения родителей к их несовершеннолетним детям, анализируется образ родительства в представлениях современных матерей и отцов. В то же время практически отсутствуют исследования, позволяющие охарактеризовать образ родителя в представлениях детей. Цель статьи – охарактеризовать представления детей старшего дошкольного возраста о родителях.

Методологию исследования составляют научные идеи А. Адлера, М.О. Ермихиной о значимости изучения представлений ребенка о родителях как фактора формирования его отношения к себе, взаимоотношений с окружающими; системный подход в исследовании семьи (А.Я. Варга); исследования А. Адлера, Дж. Боулби и отечественных ученых Л.И. Божович, Н.В. Вараевой, Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Т.В. Леус, В.С. Мухиной относительно влияния образа отца и матери, сложившегося в представлениях ребенка, на характер его взаимоотношений с окружающими людьми и социальное функционирование в течение всей жизни. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в полных семьях. В качестве основного метода исследования выступил контент-анализ текстовой информации, полученной посредством проведения ассоциативного эксперимента. Для выявления неосознаваемого, автоматизированного уровня репрезентации детьми старшего дошкольного возраста образа отца и матери, а также особенностей взаимоотношений с родителями применялась методика «Незавершенные предложения».

Результаты. Описаны результаты исследования представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях. Установлено, что представления детей старшего дошкольного возраста о родителях в целом характеризуются эмоционально положительным отношением к отцу и матери. Ожидания детей от родителей связаны с участием родителей в совместной с ними деятельности (игры, прогулки), а также с проявлением родителями положительных эмоций и чувств. В то же время в ассоциациях детей практически не просматривается опыт взаимодействия с родителями на фоне реализации ведущего вида деятельности ребенка дошкольного возраста – игры. Опасения детей, связанные с родителями, характеризуются страхом эмоционального отвержения со стороны родителей.

Заключение. На основании описания представлений детей старшего дошкольного возраста о родителях авторами предложена и обоснована система психолого-педагогической работы с родителями, предполагающая: информирование о влиянии детско-родительских отношений на психическое и личностное развитие ребенка дошкольного возраста; формирование позиции эмоционального принятия по отношению к ребенку; обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком на основе ведущего вида детской деятель-ности – игры. Основным содержанием указанной работы являются психологическое просвещение, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А., Иваницкий А.М., Мудрик А.В. Проблемы комплексного изучения человека, психологии и педагогики в грантах РГНФ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. № 2. С. 43–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41316267
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-н/Д, 1998. 448 с.
3. Арамачева Л.В., Бадрутдинова Е.Р., Груздева О.В. Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 108–117.
4. Арамачева Л.В., Шаронова А.И. К вопросу об исследовании феномена современного родительства // Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия в процессе психолого-педа-гогической деятельности: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 45–52.
5. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf
6. Арамачева Л.В. Психология семьи и семейное консультирование: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. 164 с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2006. 238 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20087898
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Самара, 1996. 44 с.
9. Ермихина М.О. Родительство как надындивидуальное целое // Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе: матер. межрег. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Шадринск, 2002. Ч. II: Актуальные проблемы развития личности на разных возрастных этапах. 397 с.
10. Калина О.Г. Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 82–90.
11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 3–14.
12. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 129–140. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-149
13. Семья как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста: кол. монография / О.М. Вербианова, О.В. Груздева, Е.Ю. Дубовик, Е.В. Котова, Г.Г. Дулинец, В.А. Ковалевский, Ж.Г. Василькова, Л.В. Арамачева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018.
14. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Routledge, 2013. 268 p.
15. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // Interna¬tional Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, vol. 6. P. 978–982. URL: https://www.researchgate.net/publication/324522257_Parenting
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
V., A., Yu., D., & A., Z. (2021). ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДИТЕЛЯХ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 77-89. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-292