ПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6–7 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: мультфильм, представления родителей, мультипликационные предпочтения дошкольников, отношения ребенка с родителями.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. В статье актуализируется проблема исследования мультипликационных предпочтений современных детей дошкольного возраста. Отмечено, что в настоящее время меняется жизненное пространство ребенка, с ранних лет в него входит экранная культура (Интернет, компьютерные игры, телевидение, мультфильмы), соответственно, большую часть свободного времени дошкольник отводит просмотру мультфильмов, что не может не сказаться на его развитии. Показана значимость изучения представлений современных родителей о детских мультипликационных предпочтениях, поскольку именно родители определяют контент современной мультипликационной индустрии для своего ребенка.

Цель статьи – выявить и охарактеризовать мультипликационные предпочтения детей 6–7 лет, а также особенности представлений родителей о детских мультипликационных предпочтениях.

Методологию исследования составляют положения научных теорий Л.С. Выготского, Л.Ф. Обуховой, рассматривающие закономерности психического развития ребенка; труды С. Московичи, Д. Жоделе, раскрываю-щие природу социальных представлений человека; современные отечественные и зарубежные исследования относительно роли мультфильмов в развитии ребенка: Е.О. Смирновой, М.В. Соколовой, Н.Ю. Матушкиной, М.В. Корепановой, О.В. Куниченко, И.В. Гундоровой, K. Habib, T. Soliman, R. Huesmann, J.S. Kirsh, H. Klein и др.

Методы исследования: опрос (беседа с детьми, анкетирование родителей), контент-анализ полученных ответов.

Результаты исследования. В ходе исследования: определено, какие мультфильмы предпочитают смот-реть современные дошкольники (выделены особенности сюжета, эмоциональные характеристики персонажей и главного героя); изучены представления родителей о мультипликационных предпочтениях детей (какие мультфильмы нравятся ребенку, чем привлекательны сюжет, главный герой).

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что представления родителей о мультипликационных предпочтениях детей не соответствуют реальности, характеры, образы героев мультфильмов воспринимаются детьми и их родителями по-разному.

Заключение. Исследование отображает в том числе характер отношений современного ребенка с родителями: просмотр мультфильмов не обсуждается с ребенком, следовательно, утрачивается развивающий и воспитательный потенциал мультфильма, заложенный создателями.

Авторы показывают необходимость просвещения родителей о возможностях использования просмотра мультфильмов как способа организации семейного досуга, совместной деятельности с ребенком, а также средства детского развития и воспитания.

Литература

1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / РАН, Ин-т психологии; под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1997. С. 7–37.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
3. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Вербианова О.М. Анализ затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022а. № 3 (61). С. 139–147. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-358
4. Арамачева Л.В., Вербианова О.М., Дубовик Е.Ю. Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022б. № 1 (59). С. 47–54. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-316
5. Арамачева Л.В., Михненкова Ю.С. Возможности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и в семье // Сов-ременное психолого-педагогическое образование: матер. VIII Всерос. (с междунар. участием) психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой (Яблоковские чтения) / отв. за вып. О.В. Груздева / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 203–205.
6. Вербианова О.М. К вопросу о воспитании ребенка в молодой семье // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 16–24. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26052818_95805642.pdf.
7. Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 133–141.
8. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.
9. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39–47.
10. Ермизина Е.В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2010. № 1. С. 51–68.
11.Ильясова В.И. Влияние телевидения и средств массовой информации на детей дошкольного возраста // Символ науки. 2016. № 42. С. 107–109.
12. Корепанова М.В. Куниченко О.В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально-личностном развитии старших дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 12. С. 27–31.
13. Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. 12–13 марта 2014 г. Т. 3: Стратегия будущего. С. 133–137.
14. Лукашенко И.А. Влияние средств массовой информации на нравственное развитие младших школьников // Приволжский научный вестник. 2015. № 7(47). С. 135–139.
15. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 3–14.
16. Немова О.А., Бурухина А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiplikatsionnye-filmy (дата обращения: 13.09.2023).
17. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления // Социология. 2013. № 3. С. 35–42.
18. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 33–45.
19. Хомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 28–31.
20. Jodelet D. Représentation sociale: Phénomènes, concept et théorie. Dans: Psychologie sociale / Sous la dir. S. Moscovici. Paris: Presses Universitaires de France, 1989. P. 357–378.
21. Klein H., Shiffman K.S. Verbal aggression in animated cartoons // International Journal Child Adolesc Health. 2012. No. 5 (1). P. 7–19.
22. Yousaf Z., Shehzad M., Hassan S.A. Effects of cartoon network on the behavior of school going children // International Research Journal of Interdisciplinary & Multidisciplinary Studies (IRJIMS). 2015. No. 1. P. 173–179.
Опубликован
2023-10-30
Как цитировать
V., A., & Yu., D. (2023). ПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6–7 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 65(3), 82-90. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/515