ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА SKILLS. PRO ПРОФЕССИИ» В РАБОТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

  • Bushlanova Yulia S. КГПУ им. В.П. Астафьева, средняя школа № 148 им. Героя Советского Союза И.А. Борисевича
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровой учебно-методический комплекс, интерактивная среда, «гибкие» навыки, цифровая трансформация, ценности, мотивация, интересы, склонности, индивидуальный маршрут, готовность к выбору профессии.

Аннотация

Постановка проблемы. Часто по причине недостаточного знания о мире профессий, разнонаправленного влияния семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения, дефицита качественной профессиональной информации, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности выпускники школы не могут достаточно точно определить этапы дальнейшего образования, то есть построить индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения. Для повышения результативности процесса профессионального самоопределения выпускника школы требуется содействие не только в выборе профессии, но и в поиске ресурсов для разработки и реализации адекватного реалиям собственного образовательно-профессионального сценария, а также в обучении самостоятельному использованию этих ресурсов. В этом могут помочь современные цифровые технологии.

Цель статьи заключается в представлении (раскрытии) возможностей цифрового учебно-методического комплекса «Школа skills. Proпрофессии» в работе по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению старшеклассников в интерактивной среде.

Методологической основой исследования выступили работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и других отечественных и зарубежных исследователей (С. Фукуяма, Дж. Голланд, Э. Берн). Профессиональное самоопределение личности определяется как осознанный процесс построения личного профессионального плана при выборе профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора, соотнесения с требованиями профессии, а также готовности личности к профессиональному выбору. Профессиональное самоопределение связано с формированием компонентов психологической системы профессионального становления и реализации личности на основе познания/самопознания и оценки/самооценки социальных и профессиональных требований, условий профессионализации и индивидуальных возможностей субъекта труда.

Результаты исследования. В статье раскрыты возможности цифрового учебно-методического комплекса «Школа skills. Proпрофессии» в работе по профессиональной ориентации и профессиональному само-определению старшеклассников в интерактивной среде. ЦУМК представлен как структурированный комплекс средств обучения, электронной нормативной и учебно-методической документации, совокупность электронных образовательных ресурсов, средств информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения участниками в целях эффективного обучения по программам развития «гибких» навыков, а также прохождения учебных предметов, курсов, дисциплин по профессиональному самоопределению в условиях цифровой трансформации образовательного процесса.

Выводы. Внедрение информационных технологий в такую сферу развития обучающихся, как выбор будущей профессии, создает условия для усиления интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, дополнительным образованием, профильной подготовки школьников на основе вариативности программ с учетом их интересов, склонностей, способностей и запросов рынка труда, приобретения практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения, что обеспечивает эффективность простраивания старшеклассниками индивидуального маршрута профессионального самоопределения.

Литература

1. Адольф В.А., Адольф О.К. Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям – важнейший индикатор их социализированности // Воспитание школьников. 2012. № 4. С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17668623
(дата обращения: 27.09.2021).
2. Адольф В.А., Голубничая Е.В. Отношение субъектов образовательного пространства школы к ценностным приоритетам учащихся в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2016. № 2. С. 19–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25672286 (дата обращения: 27.09.2021).
3. Адольф В.А., Валяева Е.В. Ценностные приоритеты учащихся старших классов в условиях современного общества // Воспитание школьников. 2012. № 10. С. 9–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18060540 (дата обращения: 27.09.2021).
4. Беллман Р., Заде Л. Вопросы принятия решений в расплывчатых условиях // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976. URL: https://www.studmed.ru/view/bellman-r-zade-r-prinyatie-resheniy (дата обращения: 23.09.2021).
5. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др.
Концепция организационно-педагогического
сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: Перо, 2014. 38 с.
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007562985
(дата обращения: 23.09.2021).
6. Дочкин С.А., Кузнецова И.Ю. Цифровая трансформация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 27–35. URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(39)2020.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
7. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), 2006. 170 с.
URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/37180?locale=ru
(дата обращения: 22.10.2021).
8. Иванова Е.М. К проблеме психологической готовности к жизни и профессиональной деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 2 (34). С. 53–61 URL: http://www.eastjournal.ru/docs/contArt/2012/2/09Ivanova.htm
(дата обращения: 22.10.2021).
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. 304 с. URL: https://zakon.today/psihologiya-psihiatriya/psihologiya-professionalnogo-samoopredeleniya.html
(дата обращения: 23.09.2021).
10. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. М.: Перо, 2019. 20 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/v_budushchee
(дата обращения: 12.09.2021).
11. Кудрявцев В.Т. Смена принципов: от детерминизма – к самодетерминизму, от деятельности — к самодеятельности (к 130-летию С.Л. Рубинштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4. С. 90−104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42315146
(дата обращения: 12.09.2021).
12. Лустина Т.Н. Современные подходы к построению карьеры в VUCA-мире // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 4 (86). С. 169–177.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k
(дата обращения: 22.10.2021).
13. Парнов Д.А., Жундрикова С.В. Профориентация подростков: теория и практика: монография / Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. М.: МИТУ – МАСИ, 2020. 262 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-postroeniyu-kariery-v-vuca-mire/viewer (дата обращения: 22.10.2021).
14. Петрищев В.И. Влияние цифровой среды на повышение профессиональной ориентации выпускников школ в США и Сингапуре: сравнительный анализ // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации: язык, культура, образование и экономика: матер. Второй междунар. науч.-практ. конференции. СПб., 2021. С. 251–257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45761510 (дата обращения: 12.09.2021).
15. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени // Всерос. науч.-практ. конф., посвященная памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. Саранск, 2020. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44143640 (дата обращения: 22.09.2021).
16. Пряжников Н.С., Молчанов С.В. Психологическое обоснование проектирования методик профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Вестник современных исследований. 2018. № 12–13 (27). С. 217–222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36872771 (дата обращения: 22.10.2021).
17. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1989. 105 с.
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001510388
(дата обращения: 12.09.2021).
18. Чванова М.С., Самохвалов А.В., Скворцов А.А., Левин И.А. Web-платформа для построения баз данных по гармонизации профессионально-ценностных ориентаций молодежи / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021616905, 28.04.2021. Заявка № 2021615860 от 22.04.2021. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45823127 (дата обращения: 22.10.2021).
19. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. C. 54–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32724415
(дата обращения: 27.09.2021).
20. Bubic A., Ivanisevic K. The role of emotional stability and competence in young adolescents’ career judgments // Journal of Career Development. 2016. Vol. 43, is. 6. P. 498–511. DOI: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/
21. Den Boer P., Hoeve A. A routine perspective on implementing reflective career conversations in education // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, is. 2. P. 178–187.
DOI: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03069885.2016.1276280
22. Draaisma A., Meijers F., Kuijpers M. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, No. 2. P. 165–177. DOI: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03069885.2016.1217979
23. Kasyanova T., Maltsev A., Zubova L. Experience of training of teachers of schools and Universities on career counseling. In: Innovative and Creative Education and Technology International Conference (ICETIC) 21st – 23rd June 2017. Badajoz, Spain. P. 210–213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32654581 (дата обращения: 22.10.2021).
24. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, No. 2. P. 83–96.
DOI: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03069885.2015.1121203
25. Lee B., Porfeli E.J., Hirschi A. Between and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 64. P. 125–134.
DOI: 10.1016/j.jvb.2015.11.009
26. Lee B., Porfeli E.J. Youths’ socialization to work and school within the family // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2015. Vol. 15, No. 2. P. 145–162.
URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10775-015-9302-x
(дата обращения: 12.09.2021).
27. Liu J. W., McMahon M., Watson M. Childhood career development in mainland China: A research and practice agenda // Career Development Quarterly. 2014. Vol. 62, No. 3. P. 268–279. DOI:10.1002/j.2161-0045.2014.00084.x
28. Permiakova M., Berzin B., Ershova I., Vindeker O., Maltsev A. The socio-psychological well-being of teachers 25 years later. In: Proceedings of INTED –2017 (11th International Technology, Education and Development Conference, 6th-8th March 2017, Valencia, Spain). P. 1813–1820. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29272430 (дата обращения: 22.10.2021).
29. Zhou X.L., Li X.X., Gao Y.M. Career guidance and counseling in Shanghai, China: 1977 to 2015 // Career Development Quarterly. 2016. Vol. 64, No. 3. P. 203–215. DOI:10.1002/cdq.12055
Опубликован
2021-12-30
Как цитировать
S., B. (2021). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА SKILLS. PRO ПРОФЕССИИ» В РАБОТЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 58(4), 95-107. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-307