СТРУКТУРА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЯ АКТИВНОСТИ С ДРУГИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

  • Parfenova Alyona G. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-1875-6629
Ключевые слова: развитие активности обучающегося, субъектная активность, предметно-пространственный компонент образовательной среды, психолого-педагогические особенности компонентов образовательной среды.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время активно идут реализация программы модернизации инфраструктуры в существующих школах и строительство новых школьных зданий1, где при проектировании учитываются критерии качества физического пространства образовательной среды2. Применяются методы вовлечения в совместное моделирование дизайн-концепции образовательной среды всех участников образовательного процесса, что, в свою очередь, создает условия для изменения устаревших норм и правил в системе образования [Леван, 2020]. Организовывается обучение по программе «Развитие личностного потенциала», где также важное место отводится предметно-пространственному компоненту образовательной среды3, но, по нашему мнению, уделяется недостаточное внимание пониманию психолого-педагогических особенностей предметно-пространственного компонента образовательной среды, которые могут способствовать достижению планируемых результатов обучения4, в том числе развитию субъектной активности современного подростка.

Система принципов эколого-педагогического проектирования базируется на теории возможностей (Гибсон, 1988), согласно которой возможность содержит два взаимосвязанных аспекта – стимулы, поступающие из среды, и деятельность самой личности, направленная «навстречу» этим стимулам [Ясвин, 2020, с. 78]. Это подтверждает актуальность нашего исследования: понять, с помощью каких психолого-педагогических особенностей предметно-пространственного компонента образовательной среды мы можем стимулировать развитие активности обучающихся. В публикациях [Парфенова, Сафонова, 2021а, с. 494–495; 2022, с. 71–78] мы уже рассматривали отдельные компоненты активности, но в развитии личности они проявляются комплексно, и одним из этапов нашего исследования стал корреляционный анализ для установления взаимосвязей между компонентами активности и их показателями. В статье представлены наиболее значимые взаимосвязи активности и других психологических характеристик современных подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: деятельностный (В.В. Давыдов, М.М. Махмутов и др.); личностно-деятельностный (В.П. Зинченко, В.А. Сластенин), системный (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен), экологический (Дж. Гибсон), интегративный (А.А. Волочков) подходы, а также теория активности личности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская), исследования в области психологии среды (М. Черноушек, К. Левин, В.А. Ясвин), концепция психологической безопасности в образовательной среде (И.А. Баева).

В исследовании приняли участие 149 обучающихся 6–8-х классов МБОУ «Средняя школа № 157» г. Красноярска, из них 84 девочки и 65 мальчиков (6-й класс – 29 девочек, 20 мальчиков; 7-й класс – 22 девочки, 25 мальчиков; 8-й класс – 33 девочки, 20 мальчиков). В качестве конкретных психодиагностических методик исследования были использованы: опросник «Самочувствие. Активность. Настроение» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарая и М.П. Мирошникова (САН), методика исследования локуса контроля Дж. Роттера, тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.А. Реана, методика «Шкалы контроля за действием» Ю. Куля, опросник «Оценка уровня притязаний» В.К. Гербачевского, методика диагностики компонентов социально ориентированной активности Р.М. Шамионовa, методика диагностики компонентов субъектной адаптивности «Готовность к действию и оценка реализации действия» Л.М. Колпаковой. В качестве статистического метода был применен корреляционный анализ Спирмена. Расчет проводили с помощью статистического пакета SPSS 17.0.

Результаты. Корреляционный анализ показал, что шестиклассникам важно вписать себя в социум, найти баланс между своими желаниями и внешними требованиями, добиться принятия со стороны окружающих. У семиклассников появляется больше взаимосвязей активности с ориентацией на успех и с оценкой своего потенциала. Для них важно сориентироваться, в какую активность включиться, чтобы сохранить представление о себе. Восьмиклассникам для проявления активности важно иметь сформированную уверенность в себе, так как наступает период совершения первого самостоятельного выбора, который имеет явные последствия в будущем при выборе области профессиональных интересов.

Заключение. Полученные данные лягут в основу модели психолого-педагогических особенностей предметно-пространственного компонента образовательной среды, способствующего развитию субъектной активности обучающихся.

Литература

1. Акбаева А.М., Койчуева Ф.Х. Роль влияния детско-родительских отношений на уровень сформированной самостоятельности в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-detsko
2. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European research. 2015. № 10 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya
3. Бажук О.В., Пузеп Л.Г. Психолого-педагогические приемы создания ситуации успеха // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 92–97. DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.012
4. Боброва К.В. Мотивация достижения успеха у подростков // Народное образование. 2019. № 2 (1473). С. 208–211. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya
5. Быкова Е.А., Ганзий М.М. Личностные особенности старшеклассников как условие успешности участия в проектной и исследовательской деятельности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 165–170. DOI: 10.52772/25420291_2021_4_165
6. Волкова О.В. Особенности развития личности, характеризующейся состоянием выученной беспомощности, на разных этапах онтогенеза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 2 (82). С. 397–408. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-2-397-408
7. Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Кошелева Ю.П., Москвитина О.А. Когнетивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах // Психологическая наука и образование. 2021. № 5 (53). С. 323–333. DOI: 10.32744/pse.2021.5.22
8. Дмитриева Т.В. Структурно-уровневая модель развития учебной активности студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 27–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-urovnevaya
9. Замалетдинова Л.Р. Понятие и структура качества окружающей среды (экосоциологический подход) // Вестник Чувашского государственного университета. 2009. № 1. 7 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-struktura
10. Кочкарева И.В. Виды механизмов мобилизации ресурсов совладающего поведения в юношеском возрасте // Омский научный вестник. 2008. № 3 (67). С. 145–147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-mehanizmov-mobiliz
11. Леван Т.Н. Практика соучастия: как в погоне за модным трендом не упустить смысл? // Univer City: Города и Университеты. М.: Экон-Информ, 2020. Вып. 4. С. 61–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44214373
12. Михайлова М.С., Шамовская Т.В. Развитие мотивационной сферы учащихся в старшем подростковом возрасте // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (17). С. 11–20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-motivatsionnoy
13. Муздыбаев К. Психология ответственности: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания Изд. 2-е, доп. М.: URSS, 2010. 238 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20107540
14. Парфенова А.Г., Сафонова М.В. Особенности активности современных подростков и возможности ее развития посредством предметно-пространственного компонента образовательной среды // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59). С. 68–84. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-59-1-318
15. Парфенова А.Г., Сафонова М.В. Проектирование предметно-пространственного компонента образовательной среды как средства развития активности обучающихся // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб., 2021а. Вып. 4. С. 492–500. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-61
16. Парфенова А.Г. Проектирование предметно-пространственного компонента образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 2 (60). С. 212–222. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-60-2-345
17. Парфенова А.Г., Сафонова М.В. Развитие активности личности обучающихся в процессе организации взаимодействия с элементами предметно-пространственной среды // Психологические особенности развития современной личности в годы устойчивого социально-экономического развития общества: матер. междунар. конф. Ташкент. 24 ноября 2021 г. Ташкент, 2021б. С. 441–444.
18. Петрова Н.С., Семенова Н.Э., Манукян М.Э., Особенности формирования учебной мотивации к творческим дисциплинам у обучающихся среднего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 277–279. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya
19. Психология индивидуальности / ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадриков. Новые модели и концепции. М.: МПСИ, 2009. 384 с. DOI: https://klex.ru/i4l
20. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбаков Д.Г., Нурыева У.И. Исследование и актуализация проектного ресурса развития ребенка // Нау. 2021. № 64-1. С. 29–32. DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.1.64.380
21. Тигрова И.В. Социальная инициативность подростка: сущность, структура // Вестник УРАО. 2011. № 4. С. 38–41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-initsiativnost
22. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74–93. DOI: 10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93
23. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. 13 p. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101860
24. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. NY: Guilford Publication, 2017. 756 p. DOI: 10.7202/1041847ar
25. Walden R. Schools for the future: Design proposals from architectural psychology. Gӧttingen, Germany: Hogrefe& Huber, 2009. 297 p. DOI: 10.1007/978-3-658-09405-8
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
G., P. (2022). СТРУКТУРА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЯ АКТИВНОСТИ С ДРУГИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 151-168. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-376