СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛЕПОГЛУХИХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются многообразные подходы к пониманию слепоглухоты в России и за рубежом (на примере стран Евросоюза). В отечественной и зарубежной дефектологии предложено многообразие формулировок и определений понятия слепоглухоты. В соответствии с выделенными группами по состоянию слуха и зрения у детей с бисенсорными нарушениями практикуются сложившиеся педагогические системы их сопровождения, развития коммуникации у слепоглухих. Однако ни в Российской, ни в зарубежной литературе не поднимался вопрос о выделении в отдельную группу детей со слепоглухотой после кохлеарной имплантации, не рассматривались подходы к их сопровождению и коррекции. Таким образом, основная проблема заключается в обсуждении вопроса о выделении кохлеарно имплантированных детей с бисенсорными нарушениями в отдельную группу, требующую, возможно, иных подходов в педагогическом сопровождении и коррекционной работе.
Цель статьи – проанализировать основные теоретические подходы к пониманию содержания понятия слепоглухоты в России и за рубежом, выявить недостающие группы в имеющихся классификациях слепоглухих детей, а также выдвинуть гипотезу для дальнейшего исследования, касающегося подходов к педагогическому сопровождению и коррекционной работе с детьми с бисенсорными нарушениями после кохлеарной имплантации.
Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыта педагогического сопровождения слепоглухих детей в соответствии с имеющимися классификациями.
Результаты. На основе изученных теоретических подходов выявлены основные общности и отличия в понимании слепоглухоты как феномена в дефектологии, внесено предложение к дополнению основной классификации слепоглухоты, обозначена гипотеза для дальнейшего исследования, касающаяся подходов к педагогическому сопровождению и коррекционной работе с детьми с бисенсорными нарушениями после кохлеарной имплантации.
Заключение. Проведенный в статье анализ отечественных и зарубежных источников о понимании слепоглухоты и соответствующего педагогического сопровождения слепоглухих детей позволил внести предложение: выделить дополнительно в отдельную группу детей с бисенсорными нарушениями, перенесших кохлеарную имплантацию; также сформулировать гипотезу для дальнейшего исследования относительно подходов к педагогическому сопровождению и коррекционной работе с детьми с бисенсорными нарушениями после кохлеарной имплантации.
Литература
2. Балашова Л.М., Гонтаренко Ю.Э., Зинченко И.М., Охотникова Н.А. Положение людей с выраженными нарушениями слуха и зрения (слепоглухих) в Российской Федерации. Отчет по результатам исследования [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/29333568-Polozhenie-lyudey-vyrazhennymi-narusheniyami-sluha-i-zreniya-slepogluhih-rossiyskoyfederacii.html#show_ full_text (дата обращения: 15.02.2019).
3. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. № 2. С. 61–63.
4. Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрому Ушера // Дефектология. 1998. № 6. С. 74–77.
5. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 111–114.
6. Беляева О.Л., Брюховских Л.А. Сравнительное изучение особенностей слухоречевого развития старших дошкольников, перенесших кохлеарную имплантацию в разном возрасте // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки // Journal of Autism and Other Developmental Disorders: Current Research and Practice Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 2 (2). С. 19–30.
7. Голован Н. Доклад на 7-й Европейской конференции DBI [Электронный ресурс]. URL: http://slepgluh.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=41&Itemid=4922 . (дата обращения: 19.04.2019).
8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики // Дефектология. 2018. № 2. С. 3–13.
9. Королева И.В. Учусь слушать и говорить: метод. рекомендации по развитию слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода. СПб.: КАРО, 2014. 304 с.
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 210 с.
11. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. 2-е изд. / Кэти Хайдт [и др.]. М.: Теревинф, 2018. 560 с.
12. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, А.И. Сатаева, Н.Д. Шматко и др.: монография. М.: Полиграф Сервис, 2014.
13. Розанов В. Слепоглухие, кто вы? [Электронный ресурс]. URL: http://www.vos.org.ru .a>(дата обращения: 19.04.2019).
14. Саломатина И.В. Им можно помочь: руководство к действию тем, кто хочет поддержать человека с синдромом Ушера. М.: Логос, 2008. 119 с.
15. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику: Обучение и воспитание слепоглухонемых // Известия АПН РСФСР. 1962. Вып. 121. С. 114–121.
16. Соколянский И.А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятий // Общее собрание Академии наук СССР, посвященное тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. М.; Л.: Наука, 1948. С. 367–376.
17. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой, Г.Н. Пенина. М.: Академия, 2007. Т. 1. 342 с.
18. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепо-глухонемых. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1961. 161 с.
19. European Deafblind Indicators. Government and voluntary sector responses to the growing issue of deafblindness in Europe. 2018. 88 р.
20. Martens M. The intervention model for affec-tive involvement and its effectiveness: Foster-ing affective involvement between persons who are congenitally deafblind and their com-munication partners. 2014. 106 p.
21. Nelson C., van Dijk J., Oster T., McDonnell A. Child-guided Strategies: The van Dijk Approach to Assessment, American Printing House for the Blind, Inc. 2009.
22. Prain M. Starting to feel connected: Investigat-ing interactions between adults with congeni-tal deafblindness and disability support work-ers. RMIT University, Victoria, Australia, 2012.
23. Schein W. Considerations in assessment of children with severe disabilities including deafblindness and autism // International Journal of Disability, Development and Education. 2018. Vol. 45, № 1. Р. 35–55.
24. Stringer P., Elliot J., Lauchlan F. Dynamic assessment and its potential for educational psychologists Part 2 The zone of next development? Educational Psychology in Practice. 2016. Vol. 12, № 4. Р. 234–239.
25. Stubbings V., Martin G. Matching training tasks to abilities of people with mental retardation; a learning test versus experienced staff // American Journal of Mental Retardation. 2014. Vol. 102, № 5. P. 473–484.
26. Sweeney L., Levine M., Pallas D., Mullin J. Cog-nitive, interactive and ACC changes following guided movement interaction Proceedings of The 8th Biennial conference of the Internation-al Society for Augmentative and Alternative ISAAC. Dublin. 2014. 122 р.
27. Vogelpoel F., Jarrold T. Social prescription and the role of participatory arts programmes for older people with sensory impairments // Journal of Integrated Care. Vol. 22: 2. DOI: https://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/JICA-01-2014-0002 .
28. Waltham Forest Consortium Report.2015. IN Sense/DfE Deafblind Education, Sharing a Regional Approach. Report of the GEST project, Education Provision for Deafblind Children 1992–1995. London, 2015. 231 р.
29. Watson J., Knight L. An evaluation of intensive interactive teaching with pupils with very severe learning difficulties // Child Language Teaching and Therapy. 2017. Vol. 7, № 3. Р. 310–325.
30. Witkin H., Birnbaum J., Lomonaco S. Cognitive patterning in congenitally blind children Child Development. London, 2018. Vol. 39, № 3. Р. 767–786.