МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

  • ADOLF Vladimir A. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0001-8959-5546
  • KORYTKOV Vladimir A. генерал-майор запаса
  • SIDOROV Leonid K. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: военный специалист, студент, курсант, воинский труд, профессиональная подготовка, системный подход, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, военно-учетная специальность, стратегия подготовки военных специалистов, критерии подготовленности к профессиональной деятельности.

Аннотация

Проблема и цель. В статье в качестве методологических оснований подготовки военных специалистов в современных условиях выдвинуты и обоснованы: системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования как системы, раскрыты его структура и содержание. Компетентностный подход в определении содержания подготовки военных специалистов, ориентирующий на конечный результат обучения – подготовленность военных специалистов к профессиональной деятельности. Личностно-деятельностный подход, который ставит в центр внимания личность военного специалиста и его активность в учебном процессе.

Цель статьи – проанализировать необходимость и целесообразность использования в качестве методологического основания подготовки военных специалистов системного, компетентностного и лич-ностно-деятельностного подходов с учетом особенностей воинского труда и требований Министерства обороны России. Доказать эффективность их применения на примере подготовки военных специалистов в Сибирском федеральном университете и в учебной воинской части Центрального военного округа.

Методология исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор теоретических и эмпирических методов исследования: понятийно-терминологический анализ философских, психолого-педагогических трудов; метод анализа нормативно-правовых документов в области деятельности Вооруженных сил России по воп-росам профессиональной подготовки специалистов; метод прогнозирования и перспективного планирования; метод моделирования; метод констатирующего эксперимента.

Результаты. Приведены итоги опытно-экспериментальной работы по определению уровня подготовленности к профессиональной деятельности студентов Сибирского федерального университета, обучающихся по программам военно-учетных специальностей, и курсантов учебной воинской части Центрального военного округа на констатирующем и завершающем этапах эксперимента.

Заключение. Результаты опытно-эксперимен-тальной работы подтвердили необходимость и целесообразность в интересах дальнейшего совершенствования подготовки военных специалистов в современных условиях использования системного подхода к решению проблемы профессиональной подготовки военных специалистов, к определению ее цели, задач, структуры как совокупности содержания их подготовки. Опоры на компетентностный подход в определении содержания профессиональной подготовки военных специалистов, ориентирующий на конечный результат обучения; выдвижение на первый план личностно-деятельностного подхода, предполагающего поставить в центр внимания личность военного специалиста и его активность в учебном процессе.

Литература

1. Адольф В.А., Дашкова Е.К. Адаптация студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 61– 67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29116886 (дата обращения: 27.08.2019) .
2. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с.
3. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 353 с. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/
2014/09/25/c0bdc826518a75a14603ec2394e22439/monografiya-prognozirovanie-stanovlenie-professionalnoj-kompetentnosti-vyipuskni.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

4. Адольф В.А., Дашкова А.К., Зандер Ф.В. Программа адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 69–76. DOI:https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-122 .
5. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа – вуз – предприятие» // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487 (дата обращения: 27.08.2019).
6. Адольф В.А., Евтихов О.В. Теоретико-мето-дологические основы формирования профессиональной компетенции курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014. 364 с.
7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: РАО Московский психолого-социальный институт, 2005. 215 с.
8. Иванов В.Г. Системный подход к подготовке компетентных специалистов в условиях взаимодействия образовательной организации и производства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 2. С. 101–109. DOI: https://doi.org/10.21209/2542-0089-2018-13-2-101-109 .
9. Симонова Т.А. Компетентностный подход как фактор модернизации общего образования // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 1. С. 119–123. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentnostnyy-podhod-kak-faktor-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2019).
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
11. Юнацкевич П.И. Концепция новой кадровой политики в сфере подготовки и применения военных специалистов России непрерывное образование военных кадров. СПб.: Научный Консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий, 2017. 20 с. URL: http://sci.ast.social/poslednie-novosti/340-kontseptsiya-novoj-kadrovoj-politiki-v-sfere-podgotovki-i-primeneniya-voennykh-spetsialistov-rossii-nepreryvnoe-obrazovanie-voennykh-kadrov.html (дата обращения: 10.06.2019).
12. Adolf V.A., Gadaborsheva Z.I., Azhiev A.V. Algoritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects // Espacios. 2018. Vol. 39, No. 35. P. 23. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n35/18393523.html .
13. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, № 2. P. 39–61. DOI:https://doi.org/10.17499/jsser.360863 .
14. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. N.Y.; L., 1977. 186 p.
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
A., A., A., K., & K., S. (2019). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 26-35. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-139