ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА РЕБЕНКА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • SAMOYLENKO Marina A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: языковая картина мира, социолингвистика, онтолингвистика, детская речь, моторная алалия, психолингвистика, инпут, нарушение речи.

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена проблеме изучения языковой картины мира ребенка с моторной алалией. На сегодняшний день вопрос изучения языковой картины мира, как коллективной, так и индивидуальной, является хорошо проработанным. В русле антропоцентрического подхода и социо-лингвистического направления восстанавливаются языковые картины мира социальных групп, типичных членов общества и выдающихся личностей. Исследуя отечественные и зарубежные научные источники данного лингвистического направления, автор стремится выяснить, насколько проработанным является направление исследований языковой картины мира ребенка с моторной алалией как представителя детской популяции, и определяет уровень актуальности данного направления для науки о языке.

Цель работы – осветить основные направления классических и современных исследований данной тематики, истоки изучения и актуальное состояние вопроса.

Методология исследования содержит теоретический анализ научной литературы и периодических изданий, анализ и обобщение полученных данных.

Результаты исследования. Исследуя литературу и публикации в периодических научных изданиях, автор приходит к выводу о перспективности данного направления: сформированная теоретико-методологическая база коррелирует с современным интересом к лингвистике детской речи и психолингвистической проблематике.

Заключение. Ребенок с моторной алалией является представителем детской социальной группы. Восстановление его языковой картины мира дополняет сведения о языковой картине мира ребенка и является вариантом существования языковой картины мира человека.

Литература

1. Блох М.Я. Проблема картины мира в современном философском языкознании // Культура как текст: сб. науч. ст. М.; Смоленск: Универсум, 2006. Вып. № 6. С. 3–6.
2. Галло Я. Когнитивные аспекты антропоцентрического моделирования языковой картины мира // Филологический класс. 2018. № 1 (51). С. 39–42. DOI: 10.26710/fk18-01-06
3. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком родного языка // Детская речь: сб. / Московский институт экспериментальной психологии. М., 1927. С. 50–114.
4. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 396–404. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-kak-obekt-lingvisticheskogo-opisaniya
5. Ефимова М.В. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. C. 131–136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-kartiny-mira-rebenka-rannego-vozrasta
6. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: Каро, 2006. 96 с.
7. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 245 с.
8. Кубрякова Е.С. О формировании языковой картины мира у ребенка. URL: http://iling.spb.ru/grammatikon/child/kub.html
9. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / под ред. А.С. Маркосян, Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. Изд. 2-е стереотип. М.: Смысл, 2019. 271 с.
10. Летцбор К.В. Некоторые аспекты русской языковой картины мира на примере кинофильма «Москва слезам не верит» // Человек и Культура. 2020. № 2 (2). С. 1–11. DOI: 10.25136/2409-8744.2018.2.25835
11. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Мос-ков. ун-та, 1979. 320 с.
12. Моисеева И.Ю. Особенности изучения детской языковой картины мира. 2017. URL: http://www.rusnauka.com/pdf/238512.pdf
13. Норман Б., Куссе Х. Лингвистика в саду. Введение в теорию семантической инвариантности. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2018. 196 с.
14. Осетрова Е.В. Губернатор Красноярского края: наброски к речевому портрету // Российский лингвистический ежегодник. Красноярск, 2007. Вып. 2 (9). С. 124–138.
15. Осетрова Е.В. Манифестация факта в русском высказывании, или Событие выражения / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2012. 275 с.
16. Потапова О.Е. Лексико-семантическое поле «море» как фрагмент языковой картины мира: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. 164 с.
17. Руднев В.П. Характер и расстройство личности. URL: https://studfiles.net/preview/7028066/
18. Руднев В.П. Язык паранойи. 2006. URL: https://fil.wikireading.ru/25880
19. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. З44 с.
20. Clark E. Using language. In: First Language Acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P. 315–316. DOI: 10.1017/CBO9781316534175.014
21. Daskalaki E., Blom E., Chondrogianni V., Para-dis J. Effects of parental input quality in child heritage language acquisition // Journal of Child Language. 2020. Vol. 47, is. 4. P. 709–736. DOI: 10.1017/s0305000919000850
22. Lim L., Stroud Ch., Wee L. The multilingual citizen // Journal of Sociolinguistics. 2019. Vol. 23, is. 4. P. 421–424. DOI: https://doi.org/10.1111/josl.12348
23. Pimenova M.V., Bodrikov A.B. Russian language picture of the world in the aspect of military glory symbols // Humanitarian Vector. 2019. № 14 (5). P. 16–21. DOI: https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-5-16-21
24. Ravid D. First-language acquisition of morphology. Oxford Research Encyclopedia of Linguistics. 2019. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199384655.013.603
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., S. (2020). ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА РЕБЕНКА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 218-227. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-236