ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ

  • Lysenko Oksana F. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Safonova Marina V. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
Ключевые слова: материнство, психологическая готовность к материнству, материнская сфера личности, показатели готовности, система «мать и дитя», социально-бытовые условия, семейные взаимоотношения, эмпатия, преемственность поколений, психолого-педагогическое сопровождение.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлены анализ и обсуждение результатов диагностики беременных женщин, позволяющие сделать выводы о показателях психологической готовности к материнству и наметить необходимые направления работы с женщинами на пути формирования материнской сферы в онтогенезе.

Методологию исследования составляют концепция становления «материнской потребностно-мотивационной сферы» Г.Г. Филипповой, теория Е.В. Матвеевой о психологической готовности к материнству, а также анализ и обобщение исследований, изучающих материнство, психологическую готовность к материнству, вопросы перинатальной психологии, теории психологической готовности к деятельности. В исследовании приняло участие 156 замужних беременных женщин в возрасте от 25 до 35 лет с высшим или средним специальным образованием со сроком беременности не менее 24 недель. Были применены следующие психо-

диагностические методики: проективный рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филипповой), модифицированная шкала Дембо – Рубинштейн Г.Г. Филипповой, ТОБ-б (тест отношений беременной И.В. Добрякова)

и авторская анкета для беременных женщин.

Результаты диагностики говорят о том, что 45,5 % обследованных женщин условно готовы к материнству, 42,8 % – не готовы, и только 11,7 % респонденток можно считать психологически готовыми к материнству. Последней группе женщин свойственно безусловное принятие ребенка, себя как матери и ситуации материнства в целом. Корреляционный и факторный анализ полученных данных позволил выделить четыре группы наиболее информативных показателей психологической готовности к материнству у беременных женщин: особенности актуальной ситуации женщины, системы «мать и дитя», семейных взаимоотношений и социально-бытовой ситуации. Также выявлены факторы, затрудняющие формирование психологической готовности к материнству: неблагоприятный опыт взаимоотношений с собственными родителями, трудности в установлении эмоционального контакта, отсутствие знаний и опыта ухода за детьми. Обосновывается необходимость работы с данными аспектами готовности к материнству до момента наступления беременности.

Заключение. Делаются выводы о важности комплексного психолого-педагогического сопровождения женщины на пути становления материнской сферы ее личности в отногенезе, способствующего развитию психологической готовности к материнству.

Литература

1. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / под ред. А.С. Батуева. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007. 347 с.
2. Блюм А.И., Земзюлина И.Н., Василенко Т.Д. Особенности психологической готовности к материнству в условиях изменений представлений о семье и браке в современном российском обществе // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Лингвис-тика и педагогика. 2018. Т. 8, № 4 (29). С. 171–176. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36817976_88593118.pdf
3. Борисенко Ю.В. Опыт применения психолого-педагогических технологий сопровождения становления психологической готовности к отцовству // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21, № 3. С. 674–684. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-3-674-684
4. Жупиева Е.И. Психологическая готовность к материнству у девушек из неполных семей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 6А. С. 101–110. DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.162
5. Корниенко Д.С., Радостева А.Г. Личностные черты как предикторы типа психологической компоненты гестационной доминанты в связи с опытом материнства // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С. 393–405. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-393-405
6. Костюхина М. Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIΙI – начала XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 304 с.
7. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 3. С. 10–27. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10
8. Курилович Н.В., Баранова Н.Ю. Приоритетные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, Вып. 4 (168). С. 14–21. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21
9. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. Киров: ВГГУ, 2004.
10. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 7, № 3. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
11. Пьянкова Л.А., Хомичева В.Е. Психологический контекст феномена материнства // Общест-во: социология, психология, педагогика. 2017. № 3. С. 40–44. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.10
12. Русские дети. Основы народной педагогики: иллюстрированная энциклопедия / науч. ред. и авт. вступ. ст. И.И. Шангина. СПб.: Искусство-СПб, 2006. 566 с.
13. Субочева А.Р., Каргина Н.В. Проблемы современного ценностного отношения к материнству в России // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 1. DOI: 10.17805/trudy.2017.1.5
14. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. М.: Жизнь и мысль, 1999. 238 с.
15. Alford K., Denby R., Gomez E. Use of smartphone technology in foster care to build relational competence: voices of caregivers and implications for prudent parenting // Journal of Family Social Work. 2019. Is. 22 (3). P. 209–230. DOI: 10.1080/10522158.2018.1558428
16. Chengappa K., McNeil C., Norman M., Quetsch L., Travers R. Efficacy of parent-child interaction therapy with parents with intellectual disability // Child & Family Behavior Therapy. 2017. Is. 39 (4). P. 253–282. DOI: 10.1080/07317107.2017.1375680
17. Dähne V., Jungmann T., Sierau S. What relates to paternal feelings and competencies? A structural equation model // Family Science. 2015. Is. 6 (1). P. 1–10. DOI: 10.1080/19424620.2015.1009931
18. Hamovitch E., Acri M., Bornheimer L. An analysis of the relationship between parenting self-efficacy, the quality of parenting, and parental and child emotional health // Journal of Family Social Work. 2019. Issue 22(4-5). P. 337-351. DOI: 10.1080/10522158.2019.1635939
19. Mangialavori S., Terrone G., Cantiano A., Franquillo A., Scalea G., Ducci G., Cacioppo M. Dyadic adjustment and prenatal parental depression: A study with expectant mothers and fathers // Journal of Social and Clinical Psychology. 2019. Vol. 38, No. 10. P. 860–881. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.2019.38.10.860
20. Scudder A., Wong C., Ober N., Hoffman M., Toscolani J., Handen B. Parent – child interaction therapy (PCIT) in young children with autism spectrum disorder // Child & Family Behavior Therapy. 2019. Is. 41 (4). P. 201–220. DOI: 10.1080/07317107.2019.1659542
21. Szkody E., Mckinney C. Social support versus emotion regulation: Mediators of attachment and psychological problems after social exclusion // Journal of Social and Clinical Psychology. 2019. Vol. 38, No. 10. P. 882–905. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.2019.38.10.882
22. Tewes A. Der Einbezug von Bezugspersonen in die traumatherapeutische Behandlung von Kindern und Jugendlichen am Beispiel der Tf-KVT // Zeitschrift für Psychiatrie, Psychologie und Psychotherapie. 2020. No. 68. P. 45–51. DOI: https://doi.org/10.1024/1661-4747/a000403.
23. Tsotsi S., Borelli J. Maternal sensitivity during infancy and the regulation of startle in preschoolers // Attachment & Human Development. 2020. Vol. 22, is. 2. DOI: https://doi.org/10.1080/14616734.2018.1542737
24. Waters H. Commentary: the link between attachment and social competence in early childhood // Attachment & Human Development. 2019. Vol. 21, is. 3. DOI: https://doi.org/10.1080/14616734.2019.1575552
25. Woodcock K., Blackwell S. Psychological treatment strategies for challenging behaviours in neurodevelopmental disorders // Current Opinion in Psychiatry. 2020. Is. 33 (2). P. 92–109. DOI: https://doi.org/10.1080/07317107.2018.1487740
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
F., L., & V., S. (2021). ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 123-133. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-278

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>