ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

  • Shestakova Tatyana V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Safonova Marina V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, самоопределение, современные старшеклас-сники, старшеклассники.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена анализу особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. Представлены критерии, методики для изучения профессионального самоопределения современных старшеклассников, а также результаты исследования по критерию автономность. Цель статьи – обосновать совокупность диагностических методик изучения особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников, а также описать результаты, полученные в ходе пилотного исследования.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, связанных с профессиональным самоопределением старшеклассников. В пилотном исследовании приняли участие 46 старшекласнников в возрасте 16–18 лет. Для проведения исследования был составлен диагностический комплекс, в который вошли: методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель, А.Г. Грецова, опросник выявления мотивов профессионального выбора Л. Зонди, опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина, опросник «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, авторский вариант Методики незаконченных предложений. Статистическая обработка данных включала анализ средних.

Результаты. В ходе исследования выделены и описаны особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников по критерию автономности. Современные старшеклассники могут совершить независимый от окружающих выбор, но не всегда учитывают все необходимое для его осуществления. Они затрудняются в том, чтобы соотнести информацию о профессии со своими особенностями и возможностями, желаемым образом жизни, не обращают внимания на уровень образования, необходимый для овладения выбранной профессией; на качества, которыми должен обладать специалист выбранной ими профессии. Многие старшеклассники не рассматривают шаги, необходимые для выбора профессии и получения навыков и опыта; не оценивают реалистичность своего профессионального выбора; не рассматривают препятствия, с которыми они могут столкнуться при получении профессии, не соотносят их будущую профессию, цели и ценности, часто совершают профессиональный выбор на основе внешних факторов.

Заключение. В процессе работы обоснована целесообразность применения диагностического комплекса, позволяющего изучить особенности профессионального самоопределения современных старшеклас-сников. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что современные старшеклассники имеют трудности в профессиональном самоопределении, часто совершают профессиональный выбор на основе внешних факторов. Следовательно, необходимо дальнейшее исследование, направленное на создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения современных старшеклассников в образовательном процессе.

Литература

1. Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 1. С. 70–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-psihologo-pedagogicheskiy-aspekt
2. Буров К.С. Профессиональное самоопределение как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 57–67. DOI: 10.14529/ped170407
3. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // Психологическая газета. 18.12.2023. URL: https://psy.su/feed/11838/#article__comments
4. Долгушина Т.Н. Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение как компонент профессионального становления личности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3–4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-komponent-professionalnogo-stanovleniya-lichnosti
4. Егоров В.В., Утемуратова Б.К. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях непрерывного образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 3. С. 22–24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-v-usloviyah-nepreryvnogo-obrazovaniya
5. Жукова М.И., Мамакина Т.А., Напреенкова И.А. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников посредством проектной деятельности // Диалог на равных: матер. регион. науч.-практ. конф., посвященной Году педагога и наставника. 10 февраля 2023 г., Воронеж. Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2023. С. 63. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/88/g-n-p-7(88)-main.pdf#page=37
6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 138–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-professii-sovremennymi-starsheklassnikami-1
7. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-cheloveka-smena-paradigmy-v-proforientatsionnoy-deyatelnosti
8. Иванова Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Сер.: 14. Психология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnaya-kontseptsiya-professionalnogo-truda-e-a-klimova-i-ee-nauchno-prakticheskaya-tsennost
9. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А. Проблема выбора профессии современными старшеклассниками // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 138–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-professii-sovremennymi-starsheklassnikami-1
10. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 168–187. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-starsheklassnikov-kak-obschestvennaya-problema
11. Костина С.Н., Банных Г.А. Особенности профессионального самоопределения в ходе жизни в цифровой экономике // ICERI2019 Proceedings. IATED, 2019. С. 2872–2879. DOI: 10.21125/iceri.2019.0734
12. Ларина Г.Н. Структура профессионального самоопределения современной молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-professionalnogo-samoopredeleniya-sovremennoy-molodezhi
13. Мальцев А., Касьянова Т., Шкурин Д., Зубова Л. Профорентация в школе: мнения учителей, родителей, выпускников школ // INTED2020 Proceedings. IATED, 2020. С. 978–983. DOI: 10.21125/inted.2020.0353
14. Мальцева Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-suschnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii
15. Мухаметшин А.Г., Любягина О.А. Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 104–109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnye-komponenty-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov
16. Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Психологические исследования. 2018. № 11 (62). С. 54–60. URL: http://psystudy.ru
17. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года. Красноярск, 2021. 36 с. URL: https://docs.cntd.ru/document/574648660
18. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004.
19. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1 (94). С. 100–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-kak-veduschiy-faktor-razvitiya-konkurentoorientirovannosti-i-konkurentosposobnosti
20. Шестакова Т.В., Сафонова М.В. Исследования профессионального самоопределения современных старшеклассников (обзорная статья) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2023. № 3 (65). С. 104–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54735144
21. Шмелева Ж.Н. Содействие профессиональному самоопределению студентов по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» в Красноярском ГАУ // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). С. 317–320. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-facilitation-of-students-professional-self-determination-in-the-training-direction-38-03-03-personnel-management-at-the
22. Якушкина М.С. Квазипрофориентация или самоопределение современных школьников в профессии // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 78–84.
23. Giang, T.V. et al. (2020). Vocational orientation and the need for establishing career counselling office in Vietnamese schools. Journal of Technical Education and Training, 12(2), 46–54. URL: https://publisher.uthm.edu.my/ojs/index.php/JTET/article/view/5663
24. Monsivais, C.L., & González, B.A. (2020). Vocational orientation, socio-emotional learning and sense of life in higher education. Dilemas contemporáneos: educación, política y valores, 8(5). URL: https://doi.org/10.46377/dilemas.v8i.2500
25. Quiroga-Garza, M.E. et al. (2020). Effects of a vocational program on professional orientation. Heliyon, 6(4). URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e03860
26. Parker, J.S., Garnes, J.N., Oliver, E.D., Amabile, A., & Sarathy, A. (2020). It takes a village: Understanding African American high school students’ self-determination in school. School Psychology Review, 49(2), 111–129. DOI: 10.1080/2372966X.2020.1717371
27. Radetskaya, I.V. et al. (2020). Educational quest as an innovative form of professional self-determination of the youth. International Journal of Applied Exercise Physiology, 9(4), 186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42808687
28. Tomaszewski, B., Kraemer, B., Steinbrenner, J.R., Smith, D., Walt, L., Hall, L.J., Hume, K., & Odom, S. (2020). Student, educator, and parent perspectives of self-determination in high school students with autism spectrum disorder. Autism Research, 13(12), 2164–2176. URL: https://doi.org/10.1002/aur.2337
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
V., S., & V., S. (2024). ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 67-82. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/541