ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК
Аннотация
Проблема и цель. Жизнь в современных реалиях динамична и противоречива, молодым людям постоянно приходится преодолевать разного рода сложности (возрастные кризисы, выбор профессионального пути и его становление, межличностные отношения, вопросы, связанные с финансами, повседневные бытовые стрессы и др.). В период пандемии для российской молодежи существенными факторами стали страх заражения себя и близких; опасность (недоверие к системе здравоохранение) [Козлова, Костригин, 2020].
Условия современной жизни только подчеркивают актуальность проблемы совладающего поведения. В ситуации когда общий уровень напряжения и стресса достаточно высок, важно оказывать молодым людям психологическую помощь в формировании разнообразных и эффективных копинг-стратегий. Мы считаем целесообразным применять для решения этой задачи групповую работу, которая позволяет охватить сразу достаточное количество участников, обеспечивает поддержку и обмен опытом, что важно для молодых людей. Для того чтобы групповые консультации были действенны, важно понимать проблемное поле совладающего поведения, актуальные и потенциальные запросы на психологическую помощь со стороны молодых людей. Мы считаем, что один из путей решения этой задачи – изучение и нахождение действенных и эффективных техник и приемов психологической помощи в формировании копинг-стратегий у молодых людей.
Цель статьи – представить результаты формирующего эксперимента, динамику выбора копинг-стратегии у молодых людей после проведенной групповой работы с применением арт-терапевтических техник.
Методологическую основу исследования составили идеи зарубежных психологов в области изучения копинг-стратегий: Л. Мэрфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Дж. Амирхан, Е. Хэйм, Э. Скиннер и др. Идеи отечественных исследователей в области изучения копинг-стратегий: Л.И. Анцыферова, Н.Е. Водопьянова, В.А. Бодров, С.К. Нартова-Бочавер, Е.В. Битюцкая, Т.Л. Крюкова, Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин и др., – а также отечественные исследования в области изучения арт-терапии: А.И. Копытин, М.В. Киселева, Е.А. Медведева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.В. Тарарина и др.
В исследовании приняли участие студенты в возрасте от 18 до 28 лет в количестве 30 человек. В качестве диагностического инструментария выбраны опросник «Копинг-стратегии» Ричарда Лазаруса и опросник «Cope» (Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин). В формирующем эксперименте (групповое консультирование) участвовали респонденты в количестве 10 человек.
Результаты. В данной выборке снизился уровень напряженности копинг-стратегии «Конфронтация». Произошло снижение высокого уровня напряженности по копинг-стратегиям «Самоконтроль», когда преодоление проблемы происходит за счет подавления и сдерживания эмоций, и стратегии «Бегство-избегание», когда человек уклоняется от проблемы, отрицая ее. Можно выделить, что среди эмоциональных копингов увеличился выбор стратегии «оптимизм», среди поведенческих – «сотрудничество», среди когнитивных – «относительность».
Заключение. Полученные данные и их анализ позволяют говорить о важности и актуальности темы совладания со стрессом. Программа групповых консультаций, включающая арт-терапевтические техники, способствует формированию разнообразных копинг-стратегий поведения, обеспечивающих результативное совладание со стрессом. Полученные изменения дают основания продолжать исследование в данном направлении.
Литература
2. Альперович В.Д. Копинг-стратегии субъекта в связи с образами трудной жизненной ситуации в метафорах и социальной фрустрированностью // Экспериментальная психология. 2020. Т. 11, № 3. С. 143–155. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130311
3. Аскарова Г., Усманова Э.З. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях // Scientific progress. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody
4. Битюцкая Е.В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. № 1. С. 100–110. URL: http://psy.msu.ru/people/bityutskaya/bityutskaya2011.pdf
5. Битюцкая Е.В. Факторная структура русскоязычной версии методики «опросник способов копинга» // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 138–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22658572
6. Будрина Е.С. Арт-терапия в работе с молодежью // Мир науки и искусства: сб. матер. Регион. науч.-практ. конф. студ., аспир., учащихся и молодых ученых / Перм. гос. нац. исследов. ун-т. Пермь, 2020. С. 13–22.
URL:http://www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/mir-nauki-i-iskusstva.pdf
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 310 с. URL: https://klex.ru/689
8. Козлова Л.В., Костригин А.А. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 4. С. 33–48.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-vyzvannyy-ugrozoy
9. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 208 с. URL: https://klex.ru/jpz
10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 147–153.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sovladayuschego
11. Лякина С.А. Формирование эффективных копинг-стратегий как фактор коррекции прокрастинации в подростковом возрасте. Белгород, 2019. 102 С. URL: http://95.167.109.86/bitstream/123456789/38025/1/Lyakina
12. Мельникова М.Л., Чебыкина И.В. Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 84–98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii
13. Михайлова Е.С. К вопросу о копинг-стратегиях человека // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 257–258. URL: https://moluch.ru/archive/234/54317/
14. Сухова Е.В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 76–83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-koping
15. Суховей А.В., Коваленко С.В., Носов Е.Н. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единая система воздействия в поведении личности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 (1). С. 363–367 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-resursy-i-koping-strategii
16. Тарарина Е.В. Шкатулка мастера: практикум по арт-терапии. М.: Вариант, 2017. 208 с.
17. Терентьева А.Н. Арт-терапия как копинг-стратегия в условиях экстремальной ситуации службы в органах внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 3. С. 71–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-koping
18. Хазова С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 19. С. 188–191. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-resursy-subekta
19. Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 2. С. 180–199. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110211
20. Хотинец В.Ю., Коробейникова Я.П. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведе-ния в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 4. С. 59–73. URL: https://www.researchgate.net/profile/Vera-Khotinets
21. Човдырова Г.С., Пяткина О.А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1 (84). С. 41–47.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii
22. El-Mon cher A.H. et al. University students in quarantine, psychosocial consequences and coping strategies during the COVID-19 pandemic: A cross-examination in Egypt // Journal of American College Health. 2022. Vol. 70, No. 3. P. 679–690.
URL: https://www.researchgate.net/publication/349736539
23. Fluharti M., Fancourt D. How people coped with the COVID-19 pandemic patterns and predictors of coping strategies among adults in the UK // BMC psychology. 2021. Vol. 9, No. 1. P. 1–12.
URL: https://bmcpsychology.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40359-021-00603-9
24. Graves B.S. et al. Gender differences in stress perception and coping among college students // PLoS One. 2021. No. 16 (8).
URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371
25. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing Company, 1984. 460 p.
URL: https://www.academia.edu/37418588/_Richar
26. Skinner E.A., Edge K. Parenting, motivation, and the development of coping. Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. P. 77–143.
URL: https://www.researchgate.net/publication/11265613