ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА «МЧС-РЕСУРС» В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ
Аннотация
Постановка проблемы. В условиях современного образования в Российской Федерации одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными организациями, становится создание оптимальных условий для профессионального самоопределения личности. В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) подчеркивается значимость личностных результатов, составляющих его основу.
При этом одним из условий формирования профессионального самоопределения является среда профессионального самоопределения.
Цель статьи заключается в определении подходов и основных действий по формированию среды профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в корпоративном профильном классе «МЧС-ресурс» в школе-комплексе.
Методология исследования. В процессе исследования проведен анализ научной литературы и педагогического опыта на предмет определения содержания работы по формированию среды профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в корпоративном профильном классе «МЧС-ресурс» в школе-комплексе.
Экспериментальной базой исследования выступила МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И.А. Борисевича» г. Красноярска.
Результаты исследования. Формирование среды профессионального самоопределения тесно связано с реализацией индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя индивидуальный учебный план старшеклассника, индивидуальный проект, индивидуальный план внеурочной деятельности, дополнительного образования и профессионального обучения.
Ключевым инструментом среды профессионального самоопределения является цифровой учебно-методический комплекс «Школа skills. Proпрофессии».
Заключение. В школе-комплексе используются технологические решения для формирования среды профессионального самоопределения, основанные на персонификации содержания образования, внедрении современных образовательных технологий, интеграции основного и дополнительного образования в части достижения планируемых образовательных результатов, сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников с последующим закреплением практики их реализации в основной образовательной программе.
Литература
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36731710_19471261.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
2. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М.: Перо, 2014. 38 с.
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007562985 (дата обращения: 20.01.2022).
3. Дочкин С.А., Кузнецова И.Ю. Цифровая трансформация профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 27–35.
URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(39)2020.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
4. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. 170 с.
URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/37180?locale=ru (дата обращения: 20.01.2022).
5. Иванова Е.М. К проблеме психологической готовности к жизни и профессиональной деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. № 2 (34). С. 53–61. URL: http://www.eastjournal.ru/docs/contArt/2012/2/09Ivanova.htm (дата обращения: 20.01.2022).
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
URL: https://zakon.today/psihologiya-psihiatriya/psihologiya (дата обращения: 20.01.2022).
7. Кудрявцев В.Т. Смена принципов: от детерминизма – к самодетерминизму, от деятельности – к самодеятельности (к 130-летию С.Л. Рубинштейна) // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4. С. 90–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42315146 (дата обращения: 20.01.2022).
8. Парнов Д.А., Жундрикова С.В. Профориентация подростков: теория и практика: монография / Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. М.: МИТУ-МАСИ, 2020. 262 с.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-pos (дата обращения: 20.01.2022).
9. Петрищев В.И. Влияние цифровой среды на повышение профессиональной ориентации выпускников школ в США и Сингапуре: сравнительный анализ // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации: язык, культура, образование и экономика: материалы Второй междунар. науч.-практ. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т гражд. авиации. СПб., 2021. С. 251–257.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45761510 (дата обращения: 20.01.2022).
10. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени // Сборник научных статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти академика РАО, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой. Саранск, 2020.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44143640 (дата обращения: 20.01.2022).
11. Пряжников Н.С. Перспективные направления развития системы профессионального образования // Проблемы теории и практики управления, 2020. № 8. С. 84–94.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43773969 (дата обращения: 20.01.2022).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413 (в актуальной редакции). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.01.2022).
13. Хуторской А.В. Индивидуальная образовательная траектория в эвристическом обучении // Эйдос. 2015. № 3. С. 12.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26104672_99352853.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
14. Чистякова С.Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. C. 54–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32724415 (дата обращения: 20.01.2022).
15. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295–314. URL: https://psy-journal.hse.ru/2020-17-2/375263323.html (дата обращения: 20.01.2022).
16. Bubic A., Ivanisevic K. The Role of emotional stability and competence in young adolescents’ career judgments // Journal of Career Development. 2016. Vol. 43, is. 6. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/ (дата обращения: 20.01.2022).
DOI: 10.1177/0894845316633779
17. Den Boer P., Hoeve A. A routine perspective on implementing reflective career conversations in education // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, is. 2. P. 178–187. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (дата обращения: 20.01.2022).
DOI: 10.1080/03069885.2016.1276280
18. Draaisma A., Meijers F., Kuijpers M. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, is. 2. P. 165–177. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (дата обращения: 20.01.2022). DOI: 10.1080/03069885.2016.1217979
19. Kuijpers M., Meijers F. Professionalising teachers in career dialogue: an effect study // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, is. 2. P. 83–96. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ (дата обращения: 20.01.2022).
DOI: 10.1080/03069885.2015.1121203
20. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 64. P. 125–134. DOI: 10.1016/j.jvb.2015.11.009