ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–9-х КЛАССОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
Проблема и цель. Опыт преподавания математики в период пандемии показал, что обучающиеся испытывают трудности с организацией собственной учебной деятельности в реальном и виртуальном пространстве, в синхронном и асинхронном форматах обучения. Возникают сложности при постановке целей и планировании деятельности, рациональном распределении времени и прогнозировании результатов, а также осознании необходимости контроля, корректировки и оценивания результатов для дальнейшего освоения учебного материала. Таким образом, перед педагогами встал вопрос поиска решения обозначенной проблемы по формированию регулятивных универсальных учебных действий (далее – РУУД) обучающихся, в частности на уроках математики в 7–9-х классах. Одним из инструментов может выступать смешанное обучение, которое является трендом современного образования. Однако научных работ, описывающих теоретические и практические положения формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов в условиях использования смешанного обучения математике, содержащих разные точки зрения, недостаточно для принятия общего решения. Все это констатирует наличие проблемы: использование какой совокупности методов, средств, форм и способов в условиях смешанного обучения математике обеспечит формирование РУУД обучающихся 7–9-х классов.
Цель статьи – выявить дидактический потенциал смешанного обучения математике для формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов.
Методология исследования основана на теоретических положениях развития информационных технологий и информатизации образования; основных идеях смешанного обучения; системно-деятельностном подходе; исследованиях в области формирования РУУД; анализе научных публикаций и инновационного опыта по обозначенной проблеме.
Результаты исследования. Дидактический потенциал смешанного обучения математике для формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов составляет комплекс методов, средств, форм, приемов, форматов обучения, соответствующий принятой модели смешанного обучения. На примере темы по алгебре из 9-го класса описаны возможности «перевернутого обучения» для формирования РУУД обучающихся.
Заключение. Методология проведенного исследования позволила представить дидактический потенциал смешанного обучения математике для формирования РУУД обучающихся 7–9-х классов в виде карты, ориентированной на основные модели смешанного обучения. Разработанная карта может быть адаптирована с учетом специфики предметного содержания других дисциплин и использована для проектирования процесса формирования РУУД обучающихся в процессе смешанного обучения.
Литература
2. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 3. C. 20–28. URL: https://psyjournals.ru/files/94051 (дата обращения: 14.05.2022).
3. Берсенева Н.В. Дидактический потенциал в исследовании профессиональных компетенций студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера-2016. Прага, 2016. № 58. С. 17–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27538796 (дата обращения: 14.05.2022).
4. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 44–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli (дата обращения: 14.05.2022).
5. Гиматдинова Г.Н. «Перевернутый класс» и «Ротация станций» в процессе обучения математике обучающихся 7–9 классов // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: матер. VII Всерос. с междунар. участием науч.-метод. конф. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 133–137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44169130 (дата обращения: 14.05.2022).
6. Дербуш М.В., Скарбич С.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях смешанного обучения математике // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 3 (35). С. 1–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya (дата обращения: 14.05.2022).
7. Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Интерактивное образование. 2017. № 5. С. 2–8.
URL: https://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 14.05.2022).
8. Корнилова Е.А., Стрижаков А.А. Смешанное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе // Вестник МГОУ. Сер.: Педагогика. 2016. № 4. С. 110–118.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28084173 (дата обращения: 14.05.2022).
9. Костюченко Р.Ю. Формирование научных понятий в условиях смешанного обучения учащихся в школе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 30–33.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47496771 (дата обращения: 14.05.2022).
10. Лученкова Е.Б., Носков М.В., Шершнева В.А. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 54–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23099041 (дата обращения: 14.05.2022).
11. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь / Researcher. 2019. № 3. С. 165–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe(дата обращения: 14.05.2022).
12. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 3. С. 5–19. URL: https://psyjournals.ru/files/94043/pse_2018_n3_Margolis.pdf (дата обращения: 14.05.2022).
13. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-neobhodimost-i-vozmozhnosti (дата обращения: 14.05.2022).
14. Смыковская Т.К., Машевская Ю.А., Сидунова Г.И. Методика смешанного обучения учащихся 10–11-х классов финансовой математике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (115). С. 78–82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-smeshannogo-obucheniya-uchaschihsya-10-11-h-klassov-finansovoy-matematike (дата обращения: 14.05.2022).
15. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2011. № 4 (12). С. 115–125. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17280945 (дата обращения: 14.05.2022).
16. Фисенко Т.П. Возможности смешанного обучения математике для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. Т. 10, № 3. С. 50–58.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti (дата обращения: 14.05.2022).
17. Чошанов М.А. Дистанционное обучение и цифровая дидактика: уроки скептика // Народное образование. 2022. № 1 (1490). С. 79–93.
URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2022-1 (дата обращения: 14.05.2022).
18. Шульгина Ю.В. Ротация станций как инновационная образовательная модель смешанного обучения: преимущества и недостатки // Вопросы методики преподавания: от классической системы к смешанному обучению: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15 мая 2021 г. М.: Изд-во: ООО «Центр современных научных исследований и образовательных технологий», 2021. С. 164–171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46344697 (дата обращения: 14.05.2022).
19. Graham C.R. Blended learning systems: Definition, current trends and future directions. In: The handbook of blended learning: Global perspectives, local designs / Eds. C.J. Bonk, C.R. Graham. San Francisco: Pfeiffer, 2006. P. 3–21.
URL: https://www.researchgate.net/publication/258834966 (access date: 18.05.2022).
20. Erbil D.G. A Review of flipped classroom and cooperative learning method within the context of Vygotsky theory // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article number 1157.
URL: https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2020.01157 (access date: 15.05.2022).
21. Shu-Chen Cheng, Gwo-Jen Hwan, Chiu-Lin Lai. Critical research advancements of flipped learning: a review of the top 100 highly cited papers // Interactive Learning Environments. 2020. Article number 1765395. DOI: 10.1080/10494820.2020.1765395
22. Staker H., Horn M. Classifying K-12 Blended Learning. Mountain View, CA: Innosight Institute, 2012. 22 p.
URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads (access date: 18.05.2022).