ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • MILLER Olga M. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • PEROVA Larisa V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: психологические компоненты, личностная и профессиональная готовность к педагогической деятельности.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований психологических компонентов личностной и профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности, Цель статьи – выявить психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ (биология, география, химия) профилей подготовки «География и биология», «Биология и химия».

Методологию исследования составляет концепция С.Л. Рубинштейна, которая в данной статье интерпретируется следующим образом: внешние характеристики жизнедеятельности, преломляясь через внутренние условия человека, определяют особенности его психологической готовности к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 45 студентов 1-го и 2-го курсов факультета БГХ КГПУ им. В.П. Астафьева (по профилю подготовки «География и биология» – 21 студент, по профилю подготовки «Биология и химия» – 24 студента). Эмпирическое исследование психологических особенностей личностной и профессиональной готовности включало тестирование и анкетирование. В тестировании использовались «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (МакПартланд, Кун), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеева), «Тест-опросник» (А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана) и «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) для изучения когнитивных и эмоциональных характеристик самосознания, волевой регуляции поведения, мотивации профессионального выбора студентов. Анкетирование проводилось для выявления отношения студентов к своему профессиональному выбору и к себе как к личности на момент исследования. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности респондентов к педагогической деятельности выявлялись с помощью корреляционного анализа полученных данных с применением коэффициента Спирмена.

Результаты исследования. В статье показано, что психологические особенности профессиональной готовности к педагогической деятельности являются характерными для определенного профиля подготовки, несмотря на то, что в каждом из них присутствует общий учебный предмет – биология. Для того чтобы снизить влияние личностных особенностей на полученный результат, в каждом профиле подготовки были взяты группы студентов 1-го и 2-го курсов, т.е. в каждой выборке были студенты, недавно начавшие обучение, и студенты, уже проучившиеся более года, и, следовательно, второкурсники в большей степени, чем первокурсники, подвергались нивелирующему воздействию среды. Тем не менее результаты выявили специфические тенденции в личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов каждого профиля. Так, для профиля подготовки «География и биология» психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1-го и 2-го курсов складываются в основном под влиянием когнитивных и эмоциональных компонентов самосознания, что и определяет отношение студентов этого профиля к себе и к профессиональному выбору. Психологические особенности личностной и профессиональной готовности к педагогической деятельности студентов 1 и 2 курсов профиля подготовки «Биология и химия» характеризуются внутренней конфликтностью, которую они преодолевают, опираясь на эмоциональную и волевую саморегуляцию, а также на профессиональную мотивацию.

Заключение. Знание психологических особенностей личностной и профессиональной готовности студентов к профессиональной деятельности помогут лучше понимать проблемы студентов и более эффективно работать с ними.

Литература

1. Аринушкина Н.С., Сивохин М.В. Психологические компоненты профессиональной готовности студентов // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-komponenty-professionalnoy-gotovnosti-studentov (дата обращения: 27.04.2020).
2. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник КГУ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 13.04.2020).
3. Боленко Ю.В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 26.04.2020).
4. Бояркина М.В. Предпосылки формирования психологической готовности студента педагогического вуза к профессиональной деятельности // Российский научный журнал. 2013. № 5. С. 252–257. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20602883
5. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 10–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19030453
6. Деркач А.А., Водопьянов Д.А. Теоретические основы психологической готовности студентов – будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. 2017. № 2 (62). С. 7–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29447589
7. Кораблина Е.П., Баландина А.А. Формирование психологической готовности к помогающей деятельности у студентов (на примере подготовки воспитателей) // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: матер. II Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. СПб., 2019. С. 360–366. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41751466
8. Лежнина Л.В., Данилова О.В. Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к педагогической деятельности у студентов выпускных курсов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2 (133). С. 134–140. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191215
9. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
10. Лукова М.С. Личностная готовность к профессиональной деятельности студентов-пси-хологов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 19, № 45. С. 380–384. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12833312
11. Мирук А.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов // Приволжский научный вестник. 2014. № 12-4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formi-rovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (дата обращения: 26.04.2020).
12. Мишанина Н.В. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности. // Научный поиск. 2013. № 2. С. 12–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19413182
13. Могилевская В.Ю., Ковальчук Н.Н. Компетентностный подход к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности посредством практики // МНКО. 2017. № 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-posredstvom-praktiki (дата обращения: 27.04.2020).
14. Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015a. № 18. С. 340–344. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24343135
15. Морозова И.С., Воронова Е.В. Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 120–125. URL: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-2-120-125
16. Морозова И.С., Воронова Е.В. Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2015б. Т. 13. С. 36–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24989679
17. Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, № 4. С. 215–224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332702
18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
19. Садовникова Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 10 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-professionalnogo-samoopredeleniya-i-professionalnyy-krizis-lichnosti-kak-psihologicheskie-bariery-professionalnogo (дата обращения: 13.04.2020).
20. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 22.05.2020).
21. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-lichnosti-k-deyatelnosti-kak-metakategoriya (дата обращения: 22.05.2020).
22. Соловьева Е.В. Развитие личностной само-регуляции студентов колледжа в структуре психологической готовности к педагогической деятельности // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16964591
23. Стенякова Н.Е. Готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. № 4. С. 15–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21830281
24. Щербаков Ю.И., Могилевская В.Ю. Теоретический анализ феномена психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 299–301. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27202131
25. Яковлев Б.П., Думова Т.Б. Проблема психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-1. С. 179–185. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36127
26. Baltusite R., Katane I. The structural model of the pedagogy students’ readiness for professional activities in the educational environment // Proceedings of the 7th International Scientific Conference. Jelgava. 2014. № 7 (7– 8.02). URL: https://llufb.llu.lv/conference/REEP/2014/Latvia-Univ-Agricult-REEP-2014proceedings-29-41.pdf
27. Seryapina Y.S. The concept of «readiness for pedagogical activity»: motivational readiness, psychological readiness, readiness to innovative activity // Vestnik YuUrGU. Ser.: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki (Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Pedagogical Sciences). 2018. № 4. P. 77–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36452841
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
M., M., & V., P. (2020). ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 197-208. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-212

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)