ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РАЗВИТИЮ

  • Lysenko Oksana F. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: материнство, материнская сфера личности, психологическая готовность к материнству (ПГкМ), этап взаимодействия с собственной матерью, этап дифференциации мотивацион-ных основ половой и родительской сфер, детско-родительские отношения, сюжетно-ролевая игра, потребностно-эмоциональный блок, операциональный блок, ценностно-смысловой блок.

Аннотация

Проблема и цель. Студентки, задумываясь о возможном материнстве, сталкиваются с рядом вопросов, сомнений и потребностью их обсудить, получить достоверную и систематизированную информацию. Но вынуждены искать ее в интернете, где в основном представлены информационные ресурсы для беременных, или среди своего окружения, не всегда имеющего позитивный опыт материнства. Поэтому важно изучить особенности материнской сферы личности девушек-студенток и определить возможные психолого-педагогические мероприятия по ее формированию и развитию готовности к материнству.

Методологию исследования составляют концепция онтогенеза материнской потребностно-мотива-ционной сферы Г.Г. Филипповой, теории психологической готовности к материнству (Е.В. Матвеева, С.Ю. Мещерякова), анализ и обобщение научно-исследовательских работ по психологии материнства. Применены три диагностические методики: опросник по онтогенезу материнства (Г.Г. Филиппова, Т.Ю. Баранова), проективная рисуночная методика «Я и моя мама в детстве» (Г.Г. Филиппова), сочинение «Я и мой будущий ребенок» с применением контент-анализа.

Базой исследования является КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск. Выборка включает 37 девушек-студенток 21–22 лет.

Результаты. Обозначены показатели сформированности материнской сферы личности и предикторы психологической готовности к материнству (ПГкМ) девушек-студенток. Достаточно развита материнская сфера личности у 37,8 % девушек, относительно – у 59,5 %, у 2,7 % – недостаточно. Важными аспектами на этапе дифференциации мотивационных основ половой и родительской сфер для формирования материнской сферы личности являются: эмоционально-оценочное восприятие отношений с мамой в детстве и опыта взаимодействия с младенцами; потребность и ценность материнской роли и ребенка; интерес к информации о развитии и воспитании ребенка; признание важности профессиональной реализации и супружеских отношений для планирования рождения ребенка. Обосновывается важность решения ряда задач для развития ПГкМ до наступления беременности, что указывает на необходимость создания специального учебного курса и информационно-методического портала для психолого-педагогической поддержки девушек-студенток как будущих матерей.

Заключение. Полученные данные позволяют отметить особенности материнской сферы личности девушек-студенток, определить предикторы психологической готовности к материнству, исходя из чего делаются выводы о необходимых психолого-педагогических мероприятиях для девушек и определяются темы для просветительской деятельности с будущими матерями.

Литература

1. Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А. Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4 (102). С. 46–64. DOI: 10.17759/cpp.2018260404
2. Жупиева Е.И., Иванцова В.А. Информационные ресурсы о родительстве для студенческой молодежи в современном обществе // Психология образования: образовательный потенциал развития личности: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. психологов образования Сибири с междунар. участием. Иркутск, 2020. С. 133–138.
3. Жупиева Е.И. Особенности психологической готовности к материнству студенток // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 100–108. DOI: 10.17223/17267080/56/8
4. Захарук Н.С. Образовательная среда как средство формирования психологической готовности к материнству студенток // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: сб. науч. ст., Москва, 04–05 июля 2022 г. М.: Психологический институт Российской академии образования. 2022. С. 203–206.
DOI: 10.24412/cl-36923-2022-1-203-206
5. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 3. С. 10–27.
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10
6. Куликов Л.В., Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Субъективная картина материнства в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2020. № 4. С. 135–167. DOI: 10.11621/vsp.2020.04.07
7. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. Киров: ВГГУ, 2004. 326 с.
8. Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 81–89.
URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/9547.php
9. Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52–61. DOI: 10.26170/po18-09-07
10. Садовникова Т.Ю. Формирование психологической готовности к материнству: возрастно-психологический подход // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. 2018. № 14. С. 113–121.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36647804_94941842.pdf
11. Сафонова М.В., Ковалева О.М. Анализ социальных представлений современных россиян о «хорошей маме» и «хорошем папе» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 100–112. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-57-3-294
12. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Диагностика и анализ факторов, отражающих состояние психологической готовности беременных женщин к материнству // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 126–136. DOI: 10.25146/1995-0861-2018-44-2-66
13. Седова Е.В. Особенности родительско-детских взаимоотношений как фактора формирования готовности к материнству студенток // Молодежные исследования сегодня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 23 июня 2022 г. Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука», 2022. С. 258–266. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48736561_95591409.pdf
14. Ткачева Ю.Г. Опыт работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164). С. 162–169.
15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017. 211 с.
16. Amorim F. Experiences of motherhood in university students in Brazil: A qualitative study // The Open Nursing Journal. 2021. No. 15. P. 313–318. DOI: 10.2174/1874434602115010313
17. Biswas K. Contested motherhood: Overview of motherhood in past, present and the future // International Journal of Research in Social Science and Humanities. 2022. No. 03. P. 114–122. DOI: 10.47505/IJRSS.2022.V3.8.13
18. Itai M., Harada S., Nakazato R., Sakurai S. Transition to motherhood of mothers receiving continuity of child-rearing support // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. No. 19. DOI: 10.3390/ijerph19148440
19. Kirkpatrick C., Lee S. Comparisons to picture-perfect motherhood: How Instagram’s idealized portrayals of motherhood affect new mothers’ well-being // Computers in Human Behavior. 2022. No. 137 (2). DOI: 10.1016/j.chb.2022.107417
20. Kleptsova E., Ponomareva E. Folk doll as symbolism of the image of motherhood in preschoolers // Humanitarian: Actual Problems of the Humanities and Education. 2022. No. 22. P. 351–362. DOI: 10.15507/2078-9823.059.022.202203.351-362
21. Shirm G. Sheila Heti, Melanie Klein and Motherhood // Critique: Studies in Contemporary Fiction. 2022. No. 63. P. 1–12. DOI: 10.1080/00111619.2021.2024128
22. Tuli M., Chaudhary N., Dalal J. Socio-cultural images of motherhood: individual variations of a collective construct // Human Arenas. 2022. No. 9. P. 1–10. DOI: 10.1007/s42087-022-00310-w
23. Wegener C., Jage-D’Aprile F., Plumeier L. Motherhood in social media: phenomena and consequences of the professionalization of mothers and their media (self-)representation // Feminist Media Studies. 2022. No. 8. P. 1–17. DOI: 10.1080/14680777.2022.2108479
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
F., L. (2022). ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РАЗВИТИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 63-73. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-369

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)