ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕМЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

  • Furyaeva Tatiana V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Chereneva Elena A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: психолого-педагогические практики, профилактика деменции, граждане пожилого возраста, сравнительные эмпирические исследования, концепции социального включения.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются новые акценты социальной политики по отношению к людям старшего (пожилого) возраста в разных странах на основе идеи социальной инклюзии (включения). Авторы выделяют основные направления социально-психологической и социально-педагогической поддержки современных пожилых людей в условиях государственного социального обслуживания. Целью статьи является обзор психолого-педагогических практик и результатов специальных зарубежных исследований, выявляющих проблемы в социальном взаимодействии и характеристики социального благополучия пожилых.

Методологическую основу исследования составляют теоретические и эмпирические методы: феноменологический, сравнительный анализ, интерпретация, сравнение, документирование, психолого-педагогическая диагностика, в частности Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МОКА), социально-педагогический эксперимент.

Результаты. Предлагаются результаты собственных эмпирических исследований, связанных с выявлением возникающих в пожилом возрасте затруднений в когнитивном развитии, а также раскрывается возможное содержание и организация психолого-педагогической помощи.

Заключение. В статье рассматриваются разные типы практик преодоления социального исключения пожилых в контексте профилактики деменции, в частности практики социально-экологического, коммуникативного и ресурсного характера. Представленные результаты эмпирических исследований расширяют сведения о технологиях сопровождении людей старшего возраста и позволяют разработать актуальные программы эффективного сопровождения в современных условиях.

Литература

1. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3–4. С. 5–17. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Borodkin
2. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения: концептуальные основы. Ч. 1 // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. № 1. С. 103–114. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/7-18
3. Зритнева Е.И., Тимошенко Н.А. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 165–167.
4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 2. С. 94–122.
5. Старцева О.Н., Ильницкий А.Н. Эйджизм и его преодоление в стационарных учреждениях социального обслуживания: методические рекомендации. М., 2018. 43 c.
6. Фуряева Т.В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. Вып. 15. 280 с. (Антропология и социальная практика).
7. Фуряева Т.В., Климацкая Л.Г., Фуряев Е.А., Шпаков А.И. Инклюзивный подход в работе с пожилыми людьми: модели преодоления геронтологического эйджизма // Siberian Journal of Life sciences and Agriculture. 2021. Т. 13, № 1. С. 297–314. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-297-314
8. Черенёва Е.А., Сафонова Л.М., Потылицина В.Ю., Черенёв Д.В. Психолого-педагогическое сопровождение людей пожилого возраста как фактор успешного старения // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 4 (58). С. 54–62. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-58-4-303
9. Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. Т. 12, № 12. С. 133–140.
10. Amann A. Alter und Zukunft. Wissen und Gestalten. Forschungsexpertise zu einem Bundesplan für Seniorinnen und Senioren. Wien, 2012. 78 p.
11. Balz H.J., Benz B., Kuhlmann C. (Soziale) Inklusion–Zugänge und paradigmatische Differenzen // Soziale Inklusion. VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 2012. P. 1–9.
12. Biniok P., Menke I., Selke S. Social inclusion of elderly people in rural areas by social and technological mechanisms // Ageing and Technology. 2016. P. 93.
13. Bundestag D. Sechster Bericht zur Lage der älteren Generation in der Bundesrepublik Deutschland. In: Altersbilder in der Gesellschaft «und» Stellungnahme der Bundesregierung. Berlin (Deutscher Bundestag), 2010. 34 p.
14. Deutscher Verein für öffentliche und private Fürsorge e. V. 2011. Eckpunkte des Deutschen Vereins für einen inklusiven Sozialraum.
URL:https://www.deutscher-verein.de/de/uploads/empfehlungen-stellungnahmen Zugegriffen: 01. August 2017
15. Drilling M., Oehler P. (ed.). Soziale Arbeit und Stadtentwicklung: Forschungsperspektiven, Handlungsfelder, Herausforderungen. Springer-Verlag, 2013. 178 p.
16. Eichler T.A.A., Holz G. Inklusive Gesellschaft – Teilhabe in Deutschland: Aelter warden in Quertier – Soizialraumorientierte Unterstuetzung aelterer Menschen. Frankfurt am Main, 2014. 136 p.
17. Felder M., Schneiders K. Inklusion kontrovers. Herausforderungen für Soziale Arbeit. Schwalbach / Ts.: Wochenschau Verlag, 2016.
18. Graumann S., Offergeld J. SeniorInnen in besonderen Lebenslagen–AdressatInnen Sozialer Arbeit? // Soziale Arbeit in der Krise. Springer VS, Wiesbaden, 2013. P. 185–200.
19. Nasreddine Z.S., Phillips N.A., Bedrian V., et al. The Montreal cognitive assessmnet (MoCA): a brief screening tool for mild cognitive impairment // J Am Geriatr Soc. 2005. Is. 53 (4). P. 695–9.
20. Preißmann Ch. Glück und Lebenszufriedenheit für Menschen mit Autismus. Stuttgart: Kohlhammer Verlag, 2016. 184 p.
21. Seifert A., Misoch S. Ältere Personen in der digitalen Gesellschaft // SozialAktuell. 2016. Vol. 48, No. 7/8. P. 34–35.
22. Vermeulen P. Autismus als Kontextblindheit. Göttingen: Based & Ruprecht GmbH & Co. KG, 2016. 320 p.
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
V., F., & A., C. (2022). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕМЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 101-111. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-372