СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ

  • Lysenko Oksana F. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: материнство, материнская сфера личности, этап взаимодействия с собственной матерью, игровой этап, детско-родительские отношения, сюжетно-ролевая игра, гештальт младен-чества, потребностно-эмоциональный блок, операциональный блок, ценностно-смысловой блок.

Аннотация

Проблема и цель. В настоящее время Россия переживает демографический кризис. Второго ребенка имеют меньше третьей части женщин репродуктивного возраста. На уровне государства вопрос решается только социально-экономическими мероприятиями. При этом в психологии проведен ряд исследований, доказы-вающих формирование материнской сферы личности в течение онтогенеза. Без должного внимания в этом вопросе остается дошкольное детство девочек. Цель статьиизучить формирующуюся материнскую сферу личности девочек младшего дошкольного возраста и определить необходимые для ее успешного становления психолого-педагогические мероприятия.

Методология исследования включает концепцию онтогенеза материнской потребностно-мотива-ционной сферы Г.Г. Филипповой, представления о внутренней позиции родителя С.А. Абдуллиной, анализ и обобщение научно-исследовательских работ по психологии материнства. Применены 3 диагностические методики: «Индивидуальная игра в куклы» (Г.Г. Филиппова, С.А. Абдуллина), «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман). Базой исследования является ЧДОУ «Детский сад № 198 АОА ‟РЖД”» города Красноярска. В выборку вошли 27 девочек (5–6 лет).

Результаты. Материнская сфера личности находится на достаточном уровне сформированности на игровом этапе ее становления у 18,5 %, относительном – у 29,6 % и недостаточном – у 51,9 % выборки. Ценностно-смысловой блок материнской сферы на данном этапе сформирован у 44,4 % девочек, операционный блок – у 33,3 % и потребностно-эмоциональный – у 18,5 %. Статистическая обработка полученных данных указывает на значимость эмоциональной и операциональной включенности девочки в сюжетно-ролевую игру с куклой-пупсом, эмоциональной близости с мамой.

Заключение. Полученные результаты позволяют обозначить ключевые показатели развития материнской сферы личности девочек на игровом этапе ее формирования. С учетом анализа полученных данных предложены возможные психолого-педагогические меры по развитию материнской сферы личности на игровом этапе ее становления.

Литература

1. Абдуллина С.А., Филиппова Г.Г. Особенности внутренней позиции родителя у детей младшего школьного возраста // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 3. С. 123–139. DOI: 10.21702/rpj.2016.3.8
2. Гомес А.М. EMDR-терапия и вспомогательные подходы в терапии детей. Комплексная травма, травмы привязанности и диссоциаттивное расстройство / пер. с англ. Н.А. Завалковской; науч.ред. русс. изд. А.В. Черников. М.: Научный мир, 2022. 472 с.
3. Лысенко О.Ф., Русинова Т.В. Особенности становления материнской сферы личности девочек младшего школьного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 2 (56). С. 134–144. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-56-2-279
4. Лысенко О.Ф. Особенности материнской сферы личности студенток и мероприятия по ее развитию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 4 (62). С. 63–73. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-62-4-369
5. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. Киров: ВГГУ, 2004.
6. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18–27.
7. Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 81–89. URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/9547.php
8. Осипенко И.М. Психологические особенности женщин, беременность которых наступила с помощью метода экстракорпорального оплодотворения // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 105–113. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-105-113
9. Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В. и др. Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 52–61. DOI: 10.26170/po18-09-07
10. Сафонова М.В., Лысенко О.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования психологической готовности к материнству // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 218–223. DOI: 10.26170/po20-06-25
11. Сыманюк Э.Э., Полякова И.Г., Меньшиков А.С. Трансформация семейных связей под влиянием вспомогательных репродуктивных технологий // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10, № 2. С. 657–676. DOI: 10.15826/qr.2022.2.694
12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2017. 211 с.
13. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 4. С. 142–152. DOI: 10.17759/psyedu.2016080414
14. Afzali M., Entezari A. Motherhood: Types, meanings and motivations // Gender and Family Studies. 2020. Is. 8 (1). P. 41–70. URL: https://www.jgfs.ir/article_120024.html?lang=en
15. Ahnert L. Attachment to child care providers. In: R.A. Thompson, J.A. Simpson, & L.J. Berlin (Eds.), Attachment: The fundamental questions (pp. 31–38). Berlin: Guildford Press, 2021. DOI: https://doi.org/10.1002/dev.22156
16. Brett B.E., Stern J.A., Gross J.T., Cassidy J. Maternal depressive symptoms and preschoolers’ helping, sharing, and comforting: The moderating role of child attachment // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2022. Is. 51 (5). P. 623–636. DOI: 10.1080/15374416.2020.1738235
17. Davis A., Carnelley K. Attachment: The what, the why, and the long-term effects // Frontiers for Young Minds. 2023. Is. 11. P. 809060. DOI: 10.3389/frym.2023.809060
18. Duschinsky R. Cornerstones of attachment research. Oxford University Press, 2020. 611 p.
19. Hesse E., Main M. Frightened, threatening, and dissociative parental behavior: Theory and associations with parental adult attachment interview status and infant disorganization // Development and Psychopathology. 2006. Is. 18. P. 309–343. DOI: 10.1017/S0954579406060172
20. Hovav A. Producing moral palatability in the Mexican surrogacy market // Gender Society. 2019. Is. 33. P. 273–95. DOI: 10.1177/0891243218823344
21. Liotti G. Attachment and dissociation. In: P.F. Dell, J.A.O’ Neil (Eds.) Dissociation and the dissociative disorders: DSM-V and beyond (pp. 53–65). New York; Routledge. London, 2009. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203893920
22. Payne J.G., Korolczuk E., Mezinska S. Surrogacy relationships: a critical interpretative review // Upsala Journal of Medical Sciences. 2020. Is. 125 (2). P. 183–191. DOI: 10.1080/03009734.2020.1725935
23. Rabenda A. The value of motherhood: paid maternity leave discourse in major U.S. media outlets in the years 2014-2018 // Journal of Education Culture and Society. 2021. Is. 12 (1). P. 68–85. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.1.68.85
24. Sitsofe G. Early motherhood: voices from female adolescents in the Hohoe Municipality, Ghana a qualitative study utilizing Schlossberg’s Transition Theory // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. 2020. Is. 15 (1). DOI: 10.1080/17482631.2020.1716620
Опубликован
2023-10-30
Как цитировать
F., L. (2023). СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 65(3), 64-72. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/513

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)