СТАЖИРОВКА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема востребованности практико-ориентированных форм развития профессиональных компетентностей педагогов и поиска условий их внедрения в дошкольные образовательные организации в процессе профессионального развития педагогов и повышения их квалификации.
Цель статьи заключается в раскрытии сущности стажировки и технологии ее реализации как формы развития профессиональной компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации и обосновании ее развивающего потенциала.
Методология исследования базируется на основных положениях компетентностного, системно-деятельностного подходов, нормативных требованиях профессионального стандарта педагога, анализе инновационного опыта, отраженного в научно-исследовательских работах ученых по развитию профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования.
Результаты. Раскрыто авторское понимание феномена «стажировка», на основе которого разработана и внедрена в практику технология стажировки педагогов-воспитателей. Раскрыты и охарактеризованы пять взаимосвязанных и последовательно реализуемых этапов разработанной технологии, позволяющей педагогам освоить востребованные профессиональные компетентности в условиях дошкольной образовательной организации.
Заключение. Реализация разработанной и представленной в статье технологии стажировки позволяет развивать профессиональные компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. Эта форма может быть использована в деятельности учреждений профессионального образования для совершенствования компетентностной подготовки специалистов системы образования.
Литература
2. Браже Т.Г. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей // Вечерняя сменная школа. 1993. № 4. С. 19–21.
3. Зацепина Н.Б. Совершенствование качества образования и повышение квалификации педагога // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 14–18. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27509655_48718240.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
4. Зыскина М.А., Шрамко М.В. Организация повышения квалификации педагогов дошкольного образования в современных условиях // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 135–138. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24847259_82747018.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
5. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений с использованием дистанционных образовательных технологий // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 4 (46). URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/154 (дата обращения: 20.06.2019).
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. монография / под. ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радио-новой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.
7. Кутузова И.А. Методические аспекты повышения качества образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М., 2002. С. 193–200.
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. Моск. психол.-соц. ин-т, 1998. 200 с.
9. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы / Н.Л. Лабунская, Н.П. Максимова, В.И. Наумова; Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В.А. Новокузнецк: Изд-во ГБОУ СПО КузТСиД. 2015. 89 с. URL: http://lit.na5bal.ru/doc/5541/index.html (дата обращения: 20.06.2019).
10. Панасенкова М.М. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2017. № 2. С. 9–13. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29800348_ 98093545.pdf (дата обращения: 20.06.2019).
11. Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации // Педагогическое мастерство: матер. VI Междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/7907/ (дата обращения: 30.05.2019).
12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
13. Чипышева Л.Н. Стажировка как форма повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск: ЧИППКРО. 2012. № 4 (13). URL: https://readera.org/read/14032209 (дата обращения: 20.06.2019).
14. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В. Формируем профессиональные компетенции // Справочник заместителя директора школы. М.: МЦФЭР, 2012. № 8. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/2yuzgtr57q/direct/133941571 (дата обращения: 30.05.2019).
15. Chien-Heng Lin. An innovative change in technology integration: training pre-service kindergarten teachers to be courseware designers // Creative Education 2012. Vol. 3, № 7. 1177–1183. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2012.37175.
16. Jing Li, Xu Li. Inspection on reality of kindergarten teachers’ educational behaviors − A case study in China // Open Journal of Social Sciences. 2014. № 2. P. 296–303. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/jss.2014.29048.
17. Sağır M. Teachers’ professional development needs and the systems that meet them // Creative Education. 2014. № 5. P. 1497–1511. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2014.516167.
18. White R.W. Motivation reconsidered // The concept of competence. Psychological review. 2009. No. 66. P. 297–333. DOI: https://doi.org/10.1037/h0040934 .