ДЕФИЦИТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Постановка проблемы. На современном этапе развития образования предъявляются новые требования к профессиональной деятельности учителя-дефектолога, одним из приоритетных требований является готовность и способность специалистов указанного профиля осуществлять дефектологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / инвалидностью в условиях организаций, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, а также в условиях общеобразовательных школ. Квалификационный запрос работодателей на содержание подготовки магистров в области коррекционной деятельности должен подтверждаться запросом на актуальные профессиональные компетенции со стороны уже работающих специалистов и выпускников бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Цель статьи – выявление дефицитов профес-сиональной подготовки бакалавров-дефектологов для определения состава профессиональных компетенций обучающихся магистратуры по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, необходимых для работы в сфере специального и инклюзивного образования.
Методология (материалы и методы). Анализ отечественных и зарубежных исследований по вопросам подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования, нормативных документов в сфере образования, опрос обучающихся выпускных курсов бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, опрос работающих учителей-логопедов и дефектологов; анализ и обобщение авторского опыта в подготовке дефектологов соответствующего профиля.
Результаты исследования. В статье представлены результаты опроса учителей-логопедов и дефектологов, обучающихся выпускных курсов бакалавриата по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, по выявлению дефицитов профессиональной подготовки бакалавров-дефектологов. С учетом выявленных дефицитов и квалификационного запроса работодателей на подготовку магистра, способного осуществлять коррекционную работу с обучающимися разных нозологических групп, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития разработана и реализуется магистерская программа «Технологии коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта».
Выводы. В результате проведенного исследования выявлены дефициты профессиональной подготовки будущих дефектологов, состоящие в недостаточной сформированности компетенций, связанных со способностью осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие по сопровождению обучающихся с ОВЗ и их родителей. На основе результатов проведенного опроса утвержден состав профессиональных компетенций при освоении программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Литература
2. Архипова С.В., Гришина О.С., Золоткова Е.В., Лаврентьева М.А. Модернизация основных профессиональных образовательных программ подготовки педагога-дефектолога: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 43–49. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28150364_35202309.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
3. Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Из опыта проектирования профессиональных компетенций по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Альманах Казанского федерального университета. 2016. С. 6–16. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26671167_57684457.htm (дата обращения: 15.05.2020).
4. Беляева О.Л., Брюховских Л.А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению Специальное (дефектологическое) образование на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 9–13. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32486286_83207070.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
5. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 111–114. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27124867_12570474.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
6. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Мамаева А.В., Жуковин И.Ю. Проектирование образовательных программ магистратуры по направлению Специальное (дефектологическое) образование с учетом квалификационных запросов работодателей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 24–33. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197
7. Богатая О.Ф., Кожанова Н.С., Рассказова Н.П. Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 184–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28314798 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Болкунова Е.В. Формирование компетенции взаимодействия с родителями, социальными партнерами у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образования» в рамках изучения факультатива // Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. 2017. С. 43–47.
9. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий. 2018. № 23-2 (43). С. 40–42. URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 15.05.2020).
10. Голишникова Е.И., Никифорова Е.Э. Ключевые компетенции XXI века студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: матер. II Виртуальной всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 8–12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34860877_49089028.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
11. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррек-ционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Ващенко. 2016. С. 708–713. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28332752_93520486.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
12. Сергеева А.И. Инклюзивно ориентированная подготовка учителей-логопедов в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Томск, 2017. № 2 (16). С. 70−78. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29109124_10771462.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
13. Христолюбова Л.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров направления «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. Екатеринбург. 2016. № 4 (44). С. 50–58. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27537625_83152139.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
14. Шкерина Л.В., Бочарова Ю.Ю., Багачук А.В. Основные подходы и принципы проектирования магистерских образовательных программ подготовки педагогов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 50 (4). С. 97–106. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-166
15. Bocharova Yu.Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. № 11 (2). P. 174–184. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381
16. Colognesi S., Van Nieuwenhoven C., Beausaert S. Supporting newly-qualified teachers’ professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning // European Journal of Teacher Education. 2020. № 43 (2). P. 258–276. DOI: 10.1080/02619768.2019.1681963
17. Hattie J.A.C. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. 2009. URL: http://en.bookfi.net/book/1165472
18. Malm B. On the complexities of educating student teachers: teacher educators’ views on contemporary challenges to their profession // Journal of Education for Teaching. 2020. DOI: 10.1080/02607476.2020.1739514
19. Tack H., Vanderlinde R. Capturing the relations between teacher educators’ opportunities for professional growth, work pressure, work related basic needs satisfaction, and teacher educators’ researcherly disposition // European Journal of Teacher Education. 2019. № 42 (4). P. 459–477. DOI: 10.1080/02619768.2019.1628212