МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4–5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, нарушения речи, нарушения слуха, формирование и развитие произносительной стороны речи, методическое обеспечение, фонетическая ритмика.

Аннотация

Проблема и цель. В аспекте положений концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020–2030 гг. возрастной период от 3 до 5 лет отмечается как новый этап развития коммуникации детей, интенсивно развиваются все стороны речевого развития, появляется установка на оценку своей речи1. Организация своевременной и целесообразной коррекционно-развивающей работы в области речевого развития детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха, речи, является обязательным условием, обеспечивающим первично функциональный базис чтения, а в последующем успешное овладение чтением и преодоление трудностей в школьном обучении.

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между разработанностью основных положений деятельностного и дифференцированного подходов и недостаточной разработанностью методического обеспечения по формированию и развитию произносительной стороны речи детей среднего дошкольного возраста. Проблема, решаемая в статье, заключается в поиске современных логопедических средств обучения произношению дошкольников 4–5 лет с нарушениями слуха и/или речи. Целью статьи выступает раскрытие дидактического потенциала методического обеспечения формирования и развития произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.

Методология (материалы и методы) исследования основана на теории развития высших психических функций Л.C. Выготского; концепции системного подхода к выявлению особенностей и коррекции речевых нарушений (многоаспектные исследования и теоретическое обоснование общего недоразвития речи детей (В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, С.Н. Шаховская и др.); основана на анализе официальных документов, научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста; на материале анкетного опроса выявлено понимание и признание значимости будущими логопедами и дефектологами овладения фонетической ритмикой и ее использования в коррекционно-развивающей работе с неговорящими и плохоговорящими детьми.

Результаты исследования. С опорой на анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и учебно-программной документации на уровне дошкольного образования в части сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья разработано и обосновано методическое обеспечение, включающее содержание рабочих программ коррекционных курсов «Произношение», комплекс заданий (в т.ч. в видеоформате) с использованием фонетической ритмики по формированию произношения слов у воспитанников среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха и общим недоразвитием речи II уровня в условиях реализации проекта «Слушай, делай, говори!» на базе двух площадок города Красноярска; выявлена востребованность среди будущих логопедов и дефектологов разработанного комплекса в качестве средства запуска речи и развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и/или речи посредством онлайн-анкетирования обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование КГПУ им. В.П. Астафьева очной и заочной форм обучения.

Заключение. Разработанное методическое обеспечение, нацеленное на формирование и развитие произносительной стороны речи детей среднего дошкольного возраста с нарушениями слуха и/или речи, позволит отслеживать динамику и осуществлять своевременную корректировку в ее формировании не только на ступени дошкольного образования, но и при соответствующих модификационных действиях, и на последующем образовательном уровне.

Литература

1. Алехина С.В., Рубцов В.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 1–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40805411 (дата обращения: 01.06.2023).
2. Андреева Е.И., Шавшаева Л.Ю., Тавстуха О.Г. Формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к реализации инклюзивной практики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. С. 131–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45702705 (дата обращения: 01.06.2023).
3. Беляева О.Л., Широкова Ю.Н. Коррекционно-развивающая работа психолога по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с кохлеарными имплантами: практико-ориентированная монография. Красноярск, 2019. 190 с.
4. Бразгун Т.Н., Ткачева В.В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 84–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37116172 (дата обращения: 01.06.2023).
5. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: социальное партнерство семьи и школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.m/ru/article/view?id=23820 (дата обращения: 01.06.2023).
6. Денисова О.А., Казанская В.Л. Особенности формирования произносительной стороны речи и навыков самоконтроля над ней у глухих детей старшего дошкольного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennost (дата обращения: 12.06.2023).
7. Жулина Е.В., Теремец И.Н. Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 173–176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-foneticheskoy-ritmiki (дата обращения: 01.06.2023).
8. Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реа-лизации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 89–99. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41500736 (дата обращения: 01.06.2023).
9. Куимова Н.Н., Пронина А.М. Особенности понимания эмоций и жестов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Нижегородский психологический Альманах. 2021. С. 40–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46457276 (дата обращения: 01.06.2023).
10. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 105–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25833944 (дата обращения: 01.06.2023).
11. Микляева Н.В., Чудесникова Т.А. Поддержка семьи, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями, в условиях работы дистанционной академии родителей // Инклюзия в образовании. 2020. Т. 5, № 2 (18). С. 16−32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46168970 (дата обращения: 01.06.2023).
12. Alanazi A. Smartphone apps for transportation by people with intellectual disabilities: are they really helpful in improving their mobility? // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2022. Is. 17 (1). P. 1–7. DOI: 10.1080/17483107.2020.1820085
13. Al-Dababneh K.A., Al-Zboon E.K. Using assistive technologies in the curriculum of children with specific learning disabilities served in inclusion settings: teachers’ beliefs and professionalism // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2022. Is. 17 (1). P. 23–33. DOI: 10.1080/17483107.2020.1752824
14. Almeida I.C.R., Ribeiro J., Moreira F. Assistive technologies for children with cognitive and/or motor disabilities: interviews as a means to diagnose the training needs of informal caregivers // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2021. Is. 16 (3). P. 340–349. DOI: 10.1080/17483107.2019.1680750
15. Belková V., Zólyomiová P., Petrík Š. Inclusive education in practice: teachers’ opinions and needs // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. 2021. Is. 14 (9). P. 1286–1298. DOI: 10.17516/1997-1370-0819
16. Booton S.A., Hodgkiss A., Murphy V.A. The impact of mobile application features on children’s language and literacy learning: a systematic review // Computer Assisted Language Learning. 2021. Is. 36 (3). P. 1–30. DOI: 10.1080/09588221.2021.1930057
17. Lindner K.-T., Schwab S. Differentiation and individualisation in inclusive education: a systematic review and narrative synthesis // International Journal of Inclusive Education. 2020. September. DOI: 10.1080/13603116.2020.1813450
18. Mark E.J. van der, Conradie I., Dedding C.W.M., Broerse J.E.W. ‘We create our own small world’: daily realities of mothers of disabled children in a South African urban settlement // Disability & Society. 2019. Is. 34 (1). P. 95–120. DOI: 10.1080/09687599.2018.1511415
19. Osam J.A., Opoku M.P., Dogbe J.A., Nketsia W., Hammond Ch. The use of assistive technologies among children with disabilities: the perception of parents of children with disabilities in Ghana // Disability and Rehabilitation: Assistive Technology. 2021. Is. 16 (3). P. 301–308. DOI: 10.1080/17483107.2019.1673836
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
A., S., L., B., & V., Z. (2023). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 4–5 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА, РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 26-36. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/491

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)