ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

  • Shkerina Tatyana A. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4768-318X
  • Zharova Anastasiya V. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-3789-7125
  • Rozinkevich Valentina S. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Filippova Kristina T. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: обучающиеся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью, коммуникативные учебные действия, диагностика коммуникативных учебных действий.

Аннотация

Проблема и цель. В аспекте положений концепции развития образования обучающихся с инвалид-ностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020–2030 гг.1, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО) заявлено одним из основных стратегических направлений развития детей младшего школьного возраста гармоничное формирование как академических образовательных результатов, так и жизненной компетенции, необходимой обучающемуся с особыми образовательными потребностями в различных социальных ситуациях. Программа по формированию базовых учебных действий (БУД), являясь структурным элементом ФГОС О УО, не противоречит обозначенной идеи и нацеливает не только на формирование и развитие БУД обучающихся с умственной отсталостью, но и на обеспечение условий их социализации, в т.ч. и на формирование жизненной компетенции2.

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между разработанностью основных положений деятельностного и дифференцированного подходов и недостаточной теоретической разработанностью критериев и уровней сформированности коммуникативных УД (КУД) обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью с целью формирования исследуемого феномена. Проблема, решаемая в статье, заключается в поиске теоретических оснований к раскрытию сущности, структуры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, с опорой на которые необходимо осуществить разработку диагностики исследуемого феномена. Целью статьи выступают раскрытие сущности, структуры КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; выделение и характеристика уровней сформированности исследуемого феномена для разработки диагностики сформированности КУД в контексте предмета исследования.

Методология (материалы и методы) исследования основана на деятельностном и дифференцированном подходах к образованию обучающихся с УО; анализе официальных документов, научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования БУД у обучающихся с УО.

Результаты. С опорой на анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и нормативно-правовой базы раскрыты сущность, структура КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; разработана минимальная оценочно-диагностическая карта сформированности исследуемого феномена; выделены вариативные коммуникативные ситуации, в которых проявляются и формируются КУД обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью.

Заключение. Разработанная диагностика КУД обучающихся младшего школьного возраста с УО позволит отслеживать их динамику и осуществлять своевременную корректировку в организации и реализации их формирования на ступени начального общего образования и при соответствующих модификационных действиях на последующих образовательных уровнях.

Литература

1. Агаева И.Б., Беляева О.Л., Дуда И.В. и др. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: кол. монография. Красноярск, 2016. 304 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28978871 (дата обращения: 28.08.2021).
2. Галкина В.А. Современное содержание обучения умственно отсталых школьников: формирование базовых учебных действий // Вопросы устойчивого развития общества. Махачкала, 2021. № 5. С. 570−572. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46110681 (дата обращения: 28.08.2021).
3. Глухих Н.И. Изучение уровня сформированности коммуникативных базовых учебных дейст-вий обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. Екатеринбург, 2020. С. 221−223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43028072 (дата обращения: 28.08.2021).
4. Козырева О.А., Иванова Е.А., Гивиряк Е.Ю. и др. Оценка сформированности базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся основной школы с легкой умственной отсталостью в условиях введения ФГОС // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 197−200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29733485 (дата обращения: 28.08.2021).
5. Мамаева А.В., Шаповаленко Л.О. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2018. № 1 (1). С. 38–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35431542 (дата обращения: 28.08.2021).
6. Мамаева А.В., Антонова Т.С., Денисова К.Ю., Килина С.Ю. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 48 (2). С. 41−51. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-48-2-119
7. Петрова М.В. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Вестник. Тульское образовательное пространство. 2017. № 4. С. 92−96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30730533 (дата обращения: 28.08.2021).
8. Скрипниченко В.В. Современные подходы к организации процесса формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью / ред.-сост. И.А. Романовская, Е.А. Тарабановская. Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2019. С. 209−214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39550676 (дата обращения: 28.08.2021).
9. Стебляк Е.А. Формирование у умственно отсталых обучающихся способности к осмыслению социального окружения: содержание базовых учебных действий: матер. V Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Ахметшина, О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохина, О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова. Орехово-Зуево, 2020. С. 363−368. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43943296 (дата обращения: 28.08.2021).
10. Хабарова И.В., Кознева Т.М., Смирнова Л.В., Жеднина П.А. Оценка сформированности коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 44 (2). С. 22–30. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-44-2-54 (дата обращения: 28.08.2021).
11. Чащина Т.В. Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью: содержание работы и подходы к мониторингу и оценке их сформированности // Наука и социум: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. № 11–1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38519108 (дата обращения: 28.08.2021).
12. Astramovich R.L., Lyons C., Hamilton N.J. Play therapy for children with intellectual disabilities // Journal of Child and Adolescent Counseling. 2015. Is. 1 (1). P. 27–36. DOI: 10.1080/23727810.2015.1015904
13. Braaten E.B. Intellectual disability, assessment of children with mild intellectual disorders. In: The SAGE Encyclopedia of Intellectual and Developmental Disorders, 2018. DOI: 10.4135/9781483392271.n259
14. Drysdale J., Casey J., Porter-Armstrong A. Effectiveness of training on the community skills of children with intellectual disabilities // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2008. Is. 15 (4). P. 247–255. DOI: 10.1080/11038120802456136
15. Hatton Ch. Pragmatic language skills in people with intellectual disabilities: A review // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 1998. Is. 23 (1). P. 79–100. DOI: 10.1080/13668259800033601
16. Iacono T.A., Waring R.E., Chan J.B. Sampling communicative behaviours in children with intellectual disability in structured and unstructured situations // International Journal of Language & Communication Disorders. 1996. Is. 31 (2). P. 106–120. DOI: 10.3109/13682829609042215
17. Mora L., Sebille K. van, Neill L. An evaluation of play therapy for children and young people with intellectual disabilities // Research and Practice in Intellectual and Developmental Disabilities. 2018. Is. 5 (2). P. 178–191. DOI: 10.1080/23297018.2018.1442739
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
A., S., V., Z., S., R., & T., F. (2021). ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 27-37. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-287

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)