ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ

  • Shkerina Tatyana A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4768-318X
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка будущего учителя, инклюзивное образование, виктимное поведение, подростки-мигранты, профилактическая работа.

Аннотация

Проблема и цель. Увеличение численности семей мигрантов2 на территории РФ, имеющих несовершеннолетних детей, рост культурного разнообразия школьных коллективов и проявления девиаций у детей и подростков-мигрантов обусловливают необходимость модернизации системы подготовки педагогических кадров, способных осуществлять сопровождение обучающихся в гетерогенной образовательной среде. Анализ научных исследований по данной проблематике и реалий образовательной практики позволил выделить противоречия между возрастающей потребностью в квалифицированных педагогах для работы с детьми и подростками-мигрантами и недостаточной их подготовленностью в педагогических вузах; между необходимостью формирования и развития у будущего учителя компетенций в области профилактики виктимного поведения у детей и подростков-мигрантов и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения соответствующей психолого-педагогической подготовки будущего учителя.

Целью статьи является обоснование авторской методической модели инклюзивно ориентированного модуля как средства подготовки будущего учителя к профилактике виктимного поведения подростков-мигрантов.

Методология (материалы и методы) исследования основывается на интеграции положений системного, междисциплинарного, компетентностного и контекстного подходов. В качестве основных методов исследования определены: анализ научной литературы в рамках заявленной проблематики, нормативно-правовых и программных документов; моделирование психолого-педагогического компонента профессиональной подготовки будущего учителя к профилактике виктимного поведения подростков-мигрантов; систематизация и обобщение.

Результаты исследования. Уточнено понимание феномена «психолого-педагогическая подготовка будущего учителя к профилактике виктимного поведения подростков-мигрантов» за счет его рассмотрения с позиций системного подхода, учета особенностей гетерогенной образовательной среды, конкретизации содержания подготовки будущего учителя к профилактике девиаций в образовательной среде. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем обоснована методическая модель инклюзивно ориентированного модуля в области профилактики виктимного поведения подростков-мигрантов, которая представляет собой подсистему психолого-педагогической подготовки будущего учителя, разработана с опорой на основные принципы профессиональной подготовки будущих учителей к работе с детьми с миграционной историей, интегрирует системообразующие признаки системы профессиональной подготовки.

Заключение. Авторская концепция разработки инклюзивно ориентированного модуля в системе психолого-

педагогической подготовки будущего учителя к профилактике виктимного поведения подростков-мигрантов базируется на трех ключевых принципах: междисциплинарный характер научно-методического обеспечения модуля; многоаспектность (учет культурно-этнических особенностей мигрантов, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов инклюзивного образования; правовых аспектов защиты детей-мигрантов) и технологическая вариативность (применение адаптивных психолого-педагогических технологий).

Литература

1. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Харисова И.Г. Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 66–72.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podgotovka-studentov-k-realizatsii-trudovyh-funktsiy (дата обращения: 30.10.2025).
2. Басюк В.С. Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2022. Т. 20, № 3. С. 38–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49594956 (дата обращения: 30.10.2025). EDN: TVXIBW. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-3-38-55
3. Горюнова Л.В., Мареев В.И., Ромашевская Е.С. Подготовка педагогических кадров для системы инклюзивного образования: монография / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог, 2018. 120 с. EDN: ZBDRFB
4. Гуляевская Н.В. Социально-педагогический контекст подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей // Философия образования. 2025. Т. 25, № 3. С. 152–168. EDN: BFXEOG. DOI: 10.15372/PHE20250310. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=82936796 (дата обращения: 30.10.2025).
5. Дикова Т.В., Смирнова Е.А., Ковалева Т.А., Зверев Д.С., Орешин Д.Н. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2021. № 05. С. 72–75. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.05.11. URL: http://nauteh-journal.ru/files/6d3ec13f-3d27-448f-8b26-fb956c9e0dd0 (дата обращения: 30.10.2025).
6. Екимова В.И., Зимина Е.П., Орлова Е.А. Этническая и социальная идентичность подростков в условиях миграции // Социальная психология и общество. 2025. Т. 16 (2). С. 116–135. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2025160208
7. Ибрагимова Л.А., Амирова С.М. Адаптация детей-мигрантов подросткового возраста в поликультурной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-migrantov-podrostkovogo-vozrasta-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 14.09.2025).
8. Ильина Т.Б. Подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 158–162. 9 (дата обращения: 30.10.2025). DOI: 10.26170/po17-12-25. EDN: YMCNCC. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=3229785
9. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Никулина Г.В. [и др.]. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10 (3). C. 106–125 / Доступно на портале психологических изданий PsyJournals.ru. EDN: REUUFY. DOI: 10.17759/ cpse.2021100307. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2021_n3/Kantor_et_al (дата обращения: 04.08.2025).
10. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография. Екатеринбург, 2018. 120 с. EDN: VQEVPW
11. Купцова М.В. Компетенции будущих педагогов в поликультурном образовательном пространстве: дети мигрантов и современная школа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. № 90. С. 10–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-buduschih-pedagogov-v-polikulturnom-obrazovatelnom-prostranstve-deti-migrantov-i-sovremennaya-shkola (дата обращения: 31.10.2025).
12. Лаврентьева З.И., Фуряева Т.В., Скрыпникова Е.М. Принципы подготовки педагогов к работе с детьми с миграционной историей в дисциплинах и практиках ядра педагогического образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-s-detmi-s-migratsionnoy-istoriey-v-distsiplinah-i-praktikah-yadra-pedagogicheskogo (дата обращения: 31.10.2025).
13. Мелисбек М., Боднар Э.Л. Исследование жизнестойкости подростков-мигрантов // Проблемы науки. 2018. № 6 (30). С. 107–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35129990 (дата обращения: 14.09.2025).
14. Микляева А.В., Кайипбекова И.У. Особенности проявления виктимности подростков из семей мигрантов стран Центральной Азии и Закавказья // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 525–532. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-525-532
15. Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Организация исследований развивающейся практики общего образования в деятельности педагогических университетов // Известия ВГПУ. 2022. № 9 (172). С. 10–17. EDN: KVQFJO. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovaniy-razvivayuscheysya-praktiki-obschego-obrazovaniya-v-deyatelnosti-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 04.08.2025).
16. Рымханова А.Р. Психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов к профессио-нальной деятельности в условиях инклюзивного образования // Научное обозрение. Психологические науки. 2020. № 1. URL: https://science-psychology.ru/ru/article/view?id=78 (дата обращения: 31.10.2025).
17. Шиганова Г.А., Никитина Е.Ю., Свиридова А.В., Юздова Л.П. Подготовка будущих учителей к адаптации детей-мигрантов в русскоязычной начальной школе // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 3 (156). С. 237–250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-k-adaptatsii-detey-migrantov-v-russkoyazychnoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 31.10.2025).
18. Berdibayeva, S., Zhiyenbayeva, S., Sakhiyeva, F., Garber, A., Kabakova, M., & Ivanov, D. (2021). Group psychological counselling as a form of prevention of adolescent addictive behavior. Psychiatria i Psychologia Kliniczna, 21 (2), 95–103. DOI: 10.15557/PiPK.2021.0010
19. European Agency for Special Needs and Inclusive Education (2022). Profile for Inclusive Teacher Professional Learning: including all education professionals in teacher professional learning for inclusion (A. De Vroey, A. Lecheval and A. Watkins, eds.). Odense, Denmark. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/Profile_for_Inclusive_Teacher_ProfessionalLearning.pdf (access date: 20.10.2025).
20. Garakani, A., Zhai, Z.W., Hoff, R.A., Krishnan-Sarin, S., & Potenza, M.N. (2021). Gaming to relieve tension or anxiety and associations with health functioning, substance use and physical violence in high school students. Journal of Psychiatric Research, 140, 461–467. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2021.05.055
21. Iakunchykova, O.P., Andreeva, T.I., Nordstrom, D.L., Shkiryak-Nizhnyk, Z.A., Antipkin, Y.G., Hryhorczuk, D.O., Zvinchuk, A.V., & Chislovska, N.V. (2015). The impact of early life stress on risk of tobacco smoking initiation by adolescents. Addictive behaviors, 50, 222–228. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2015.06.014
22. Maia-Silva, K.M., Zamel, N., Selby, P., Fontes, C.J.F., & Santos, U.P. (2021). Tobacco smoking associated with adverse childhood experiences in a Brazilian community university sample: A case-control study. Children and Youth Services Review, 120. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105438
23. Mpousiou, D.P., Sakkas, N., Soteriades, E. S., Toumbis, M., Patrinos, S., Karakatsani, A., Karathanassi, A., Raftopoulos, V., Gratziou, C.G., & Katsaounou, P.A. (2021). Evaluation of a school-based, experiential-learning smoking prevention program in promoting attitude change in adolescents. Tobacco Induced Diseases, 19. DOI: 10.18332/tid/134605
24. Yu, Y., Peng, L., Mo, P.K.H., Yang, X., Cai, Y., Ma, L., She, R., & Lau, J.T.F. (2022). Association between relationship adaptation and Internet gaming disorder among first-year secondary school students in China: Mediation effects via social support and loneliness. Addictive Behaviors, 125. DOI: 10.1016/j.addbeh.2021.107166
Опубликован
2025-12-30
Как цитировать
A., S. (2025). ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 74(4), 99-109. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/650