НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Проблема и цель. Потребность образовательной практики в специалисте, способном функционировать в режиме полизадачности, поликонтекстности и инновационного развития, обусловливает необходимость обновления системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов с опорой на идеи непрерывного образования: ценность человеческого капитала; взаимосвязь формального, неформального и информального образования; формирование и развитие новых образовательных результатов обучающихся на всех уровнях образования; разработку и реализацию новых моделей профессионального взаимодействия: различные виды наставничества, сетевого взаимодействия. Проблема, на решение которой ориентирована статья, заключается в поиске средств психолого-педагогического сопровождения наставничества молодых педагогических кадров дошкольных образовательных организаций (ДОО) как трансфера их профессионального становления. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании особенностей организации наставничества в части выделения этапов сопровождения наставников и наставляемых и их психолого-педагогического обеспечения.
Методология (материалы и методы) исследования базируется на основных положениях компетентностного подхода в подготовке специалистов, способных к оперативному решению типовых и нетиповых профессиональных ситуаций и задач; принципе индивидуализации в профессиональном развитии и становлении педагогов в условиях наставнической деятельности; анализе инновационного опыта, отраженного в научно-исследовательских работах ученых по научно-методическому сопровождению воспитателей в дошкольных образовательных организациях; анализе результатов анкетного опроса, фокус-группы, экспертной оценки и самооценки педагогов-воспитателей ДОО города Красноярска.
Результаты исследования. С опорой на анализ результатов анкетирования и фокус-группы выявлены особенности профессионально-личностной готовности педагогов-стажистов и молодых педагогов ДОО к участию в наставнической деятельности; затруднения, которые испытывают педагоги при выполнении профессиональных задач. Выделены организационно-методические механизмы и особенности реализации наставничества в ДОО.
Заключение. Предложенный подход к реализации наставничества как условия сопровождения молодых специалистов в ДОО требует дальнейшей разработки критериев категоризации наставников, поиска эффективных способов формирования пар наставник – наставляемый, разработки моделей наставничества в условиях практической подготовки студентов – будущих педагогов дошкольного образования; разработки подхода к структурированию профессиональных дефицитов наставников и наставляемых в ДОО.
Литература
2. Вахитова Г.Х. Особенности организации наставничества как сопровождения профессионального развития студентов в предметных олимпиадах // Ped.Rev. 2019. № 6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsiinastavnichestva-kak-soprovozhdeniya (дата обращения: 03.07.2023).
3. Винокурова И.В., Макеева А.В. Worldskills как средство повышения качества подготовки педагогических кадров профессионального образования // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN418.pdf (дата обращения: 03.07.2023).
4. Задворная М.С., Милонова С.Р. Сопровождение наставниками молодых педагогов дошкольной образовательной организации на этапе вхождения в профессию // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-nastavnikami (дата обращения: 03.07.2023).
5. Каблукова И.Г., Леонова И.Е. Реализация наставничества в процессе профессиональной адаптации молодых педагогов // Современное психолого-педагогическое образование: матер. VIII Всерос. (с междунар. участием) психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой (Яблоковские чтения) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 149–152.
6. Каблукова И.Г., Шкерина Т.А. Стажировка педагогов в условиях дошкольной образовательной организации как форма развития профессиональной компетентности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 54–61. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-49-3-142
7. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy (дата обращения: 03.07.2023).
8. Мышковская А.И., Шкерина Т.А. Тьюториалы как средство индивидуального личностного и профессионального развития будущих педагогов // Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателях: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 105–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48508343 (дата обращения: 03.07.2023).
9. Шкерина Л.В., Шкерина Т.А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 95–104. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-09
10. Шкерина Т.А., Петрова Т.И. Наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов и педагогов-психологов // Психология и педагогика детства: о ценностях современного образования: сб. ст.: в 2 ч. Красноярск, 23–24 марта 2023 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023. С. 148–156.
11. Шкерина Т.А., Осокина А.В. Педагогическая студия как форма развития методической компетентности воспитателей в условиях инклюзивной образовательной практики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 96–105. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-203
12. Шобонов Н.А. Организация наставничества как условие адаптации персонала в образовательной организации. 2023. № 2. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1690334057&tld=ru&lang=ru&name=32485.pdf (дата обращения: 03.07.2023).
13. Шульпин А.Н. Наставничество как социально-педагогический феномен и инструмент совершенствования работы объединения дополнительного образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 141–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-sotsialno (дата обращения: 03.07.2023).
14. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала // Стратегии бизнеса. 2017. № 6. С. 98–104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli (дата обращения: 03.07.2023).
15. Югфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (дата обращения: 03.07.2023).
16. Bocharova Ju.Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Humanities & Social Sciences. 2018. Nо. 11 (2). P. 174–184. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381
17. Colognesi S., Van Nieuwenhoven C., Beausaert S. Supporting newly-qualified teachers’ professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning // European Journal of Teacher Education. 2020. Is. 43 (2). P. 258–276. DOI: 10.1080/02619768.2019.1681963.
18. Hattie J. Visible learning: A synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement (1st ed.). Routledge, 2008. DOI: 10.4324/9780203887332
19. Shkerina T.A., Savolainen G.S., Zakhartsova G.V. Teacher's professional competence: New challenges, realities and prospects. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, May 20–22, 2020. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. Vol. 90. P. 1016–1027. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118