ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Проблема и цель. Современные тенденции развития системы высшего и послевузовского образования, а также возросшие требования к личности профессионала и его траектории профессионального развития позволяют сделать вывод об очевидности ведущей роли системы учебно-профессиональных мотивов в структуре учебно-профессиональной деятельности студентов на разных этапах профессиональной подготовки в вузе. Актуализируется необходимость конкретизации научной основы для оптимизации профессиональной подготовки будущих педагогов, в т.ч. ее психолого-педагогического обеспечения.
Цель статьи состоит в обосновании развивающего потенциала индивидуального образовательного маршрута как средства развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Методологию исследования составили научные труды, отражающие сущность проблемы выявления особенностей психологического развития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.); теоретические основы в области учебно-профессиональной деятельности студентов (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Е.И. Машбиц, Д.Б Эльконин и др.); исследования, касающиеся раскрытия сущности и структурных составляющих учебно-профессиональной мотивации студентов и ее развития на разных этапах обучения (Л.И. Божович, Н.Ю. Воронкова, Т.О. Гордеева, Т.И. Ильина, И.А. Зимняя, Н.С. Киселева, А.К. Маркова, В.А. Якунин и др.); реализация принципа индивидуализации в тьюторском сопровождении обучающихся как основа становления у них субъектной позиции (научная школа Т.М. Ковалевой); требования профессиональных стандартов1, 2 и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к профессиональной подготовке будущих педагогов и педагогов-психологов3, 4.
Результаты исследования. Разработаны компоненты учебно-профессиональной мотивации и соответствующие им показатели с целью выявления особенностей мотивационного профиля студентов на всех этапах обучения. Разработаны концептуальные, содержательные и технологические аспекты индивидуального образовательного маршрута как средства развития учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза, реализация которого осуществляется в настоящее время в институте психолого-педагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева в условиях реализации проекта «Траектория».
Заключение. Предложенный в статье подход к развитию учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов, что обусловлено социальной значимостью педагогической профессии для развития общества.
Литература
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=47135105
(дата обращения: 10.09.2022).
2. Бурлаченко Л.С. Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. С. 36–40.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-professionalnoy-identichnosti(дата обращения: 10.09.2022).
3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.
URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/ (дата обращения: 10.09.2022).
4. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010а. Т. 3 (12). DOI: 10.54359/ps.v3i12.906
5. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования. 2010б. Т. 3 (13). DOI: 10.54359/ps.v3i13.895
6. Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. 15 (4). С. 16–28. DOI: 10.21686/2500-3925-2018-4-16-28
7. Ковалева Т.М. Работа с индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой: дидактический взгляд // Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения: матер. IX Всерос. науч.-метод. конф. (Красноярск, 18–19 января 2017 г.). Красноярск, 2017. С. 69–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37036376
(дата обращения: 10.09.2022).
8. Ковалева Т.М. Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-otkrytosti (дата обращения: 16.09.2022).
9. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение студентов педагогического бакалавриата 1-го года обучения как антропопрактика // Исследователь / Researcher. 2018. № 1–2 (21–22). С. 139–142.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-studentov (дата обращения: 10.09.2022).
10. Ковалева Т.М. «Self skills» как особая группа компетентностей в образовании человека // Методологические ориентиры субъектов опережающего образования: сб. ст. Владивосток, 2021. С. 30–33.
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46153979
(дата обращения: 20.02.2022).
11. Костюченко Н.Г. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие формирования профориентационной компетентности обучающихся // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. Пенза, 2016. С. 310–315.
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=27489393
(дата обращения: 10.09.2022).
12. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. Екатеринбург. 2020. № 22 (2). С. 143–170.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-professionalnoe (дата обращения: 10.09.2022).
13. Шкерина Л.В., Шкерина Т.А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 95–104. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-09
14. Bergmark U., Lundström S., Manderstedt L., Palo A. Why become a teacher? Student teachers’ perceptions of the teaching profession and motives for career choice // European Journal of Teacher Education. 2018. Is. 41 (3). P. 266–281. DOI: 10.1080/02619768.2018.1448784
15. Bureau J.S., Howard J.L., Chong J.X.Y., Guay F. Pathways to student motivation: A meta-analysis of antecedents of autonomous and controlled motivations // Review of Educational Research. 2022. Vol. 92, No. 1. P. 46–72. DOI: 10.3102/00346543211042426
16. Deci E.L., Ryan R.M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains // Canadian Psychology / Psychologie Canadienne. 2008a. No. 49 (1). P. 14–23. DOI: 10.1037/0708-5591.49.1.14
17. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology / Psychologie Canadienne. 2008b. No. 49 (3). P. 182–185. DOI: 10.1037/a0012801
18. Han J., Yin H. Teacher motivation: Definition, research development and implications for teachers (Edited by M. Boylan) // Cogent Education, 2016. Is. 3 (1). DOI: 10.1080/2331186X.2016.1217819
19. Howard J.L., Bureau J., Guay F., Chong J.X.Y., Ryan R.M. Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory // Perspectives on Psychological Science. 2021. Vol. 16, No. 6. P. 1300–1323. DOI: 10.1177/1745691620966789
20. Shkerina T.A., Savolainen G.S., Zakhartsova G.V. Teacher’s professional competence: New challenges, realities and prospects. In: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk: European Proceedings, 2020. P. 1016–1027. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118
21. Veen I. van der, Peetsma T. Development of motivation in first-year students in Dutch senior secondary vocational education // Educational Psychology. 2020. Is. 40 (8). P. 917–940.
DOI: 10.1080/01443410.2019.1695748