ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, РЕАЛИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

  • Shkerina Tatyana A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4768-318X
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная готовность будущих воспитателей, отношение будущих воспитателей к инклюзивному образованию, целевые ориентиры формирования инклюзивной готовности будущих воспитателей.

Аннотация

Проблема и цель. Инклюзивная образовательная практика, для которой характерны вариативность категорий обучающихся и образовательных моделей, обусловила появление новых требований к профессиональной подготовке будущих воспитателей – формирование способностей к организации и реализации образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации с учетом особых образовательных потребностей детей и их родителей.

Цель статьи – выявление особенностей личностного и профессионально значимого отношения будущих воспитателей к инклюзивному образованию как одному из аспектов их инклюзивной готовности, с опорой на который определены приоритетные целевые ориентиры их профессиональной подготовки.

Методология (материалы и методы) исследования выстроена на идеях компетентностного подхода в части формирования и развития профессиональных компетенций у будущих педагогов к выполнению профессиональных задач в инклюзивной образовательной практике и методологических принципах инклюзивного образования (гуманизация, индивидуализация, доступность, открытость, междисциплинарность, вариативность, ресурсный подход и др.). В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения в количестве 63 человек, обучающиеся по профилям профессиональной подготовки «Дошкольное образование», «Дошкольное образование и организация воспитательной (досуговой) деятельности», «Дошкольная психология с основами психологии». Для выявления особенностей личностного и профессионально значимого отношения будущих воспитателей к инклюзивному образованию применялись: разработанный опросник «Отношение будущих воспитателей к реализации идей инклюзивного образования в условиях дошкольной образовательной практики», состоящий из закрытых и открытых вопросов; экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)1 и «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов)2.

Результаты исследования. Выявлены особенности готовности и дефициты будущих воспитателей к реализации инклюзивного образования, заключающиеся в проявлении недостаточного уровня сформированности психологической готовности к взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП) / с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что обусловило оценку различных личностных характеристик, в т.ч. толерантности и эмпатии. С опорой на анализ образовательной теории и практики выделены целевые ориентиры формирования инклюзивной готовности будущих воспитателей.

Заключение. Выявленные затруднения будущих воспитателей в области реализации инклюзивной образовательной практики позволили утверждать целесообразность внесения изменений в профессиональную подготовку, в которой должны найти отражение непрерывность и сквозной трансфер инклюзивных идей и практик, начиная с 1-го курса, для достижения более высоких и устойчивых результатов в мотивационно-ценностном компоненте инклюзивной готовности действующих педагогов-практиков.

Литература

1. Адольф В.А., Ильин А.С., Казакова Г.Н. [и др.] Развитие инклюзивного образования в поликультурной образовательной среде региона: теория, методика, практика: колл. монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. В.А. Адольфа / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. URL: https://elib.kspu.ru/document/80611 (дата обращения: 20.04.2025).
2. Бабенко С.В., Доновская И.В., Ефимина О.Е. Формирование готовности студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Дидакт. 2021. № 2 (8). С. 12–17. URL: https://elibrary.ru/sbxckm (дата обращения: 20.04.2025).
3. Бойков Д.И., Матасов Ю.Т. Дошкольник с ОВЗ в инклюзивном коммуникативном пространстве // Альманах Института коррекционной педагогики. 2023. № 52. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-52/preschooler-with (дата обращения: 20.04.2025).
4. Валиев Р.А., Минюрова С.А., Каримова В.Г., Андреева М.А. Психологическая готовность к инклюзивному образованию детей в зависимости от эмоциональной зрелости, курса обучения и успеваемости будущих педагогов // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2024. № 1. С. 39–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=80291492 (дата обращения: 20.04.2025).
5. Горюнова Л.В., Мареев В.И., Ромашевская Е.С. Подготовка педагогических кадров для системы инклюзивного образования: монография / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 120 с.
6. Доновская И.В., Шадчин И.В. Система работы по формированию готовности студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema (дата обращения: 20.04.2025).
7. Калашникова С.А. Психологическая готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного подхода в образовании: формирование и оценка в процессе обучения // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 4. С. 95–106. DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-95-106
8. Карабанова О.А., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/targets (дата обращения: 20.04.2025).
9. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с. URL: https://innostud.am/application/library/6fbb3e97.pdf (дата обращения: 20.04.2025).
10. Ковязина И.В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. С. 118–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya (дата обращения: 04.05.2025).
11. Мельник О.В. Программа психолого-педагогического сопровождения в условиях формирования готовности педагогов к реализации инклюзии // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 4. С. 68–77. DOI: 10.17759/bppe.2020170407
12. Слюсарева Е.С. Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 104–111. DOI: 10.34216/20731426-2020-26-1-104-111
13. Феклистова С.Н. Целевые ориентиры профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к реализации образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся // Специальное образование XXI века: матер. Междунар. научного форума, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2022 г. СПб.: Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2022. С. 344–347. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48667633 (дата обращения: 20.04.2025).
14. Хитрюк В.В., Сергеева М.Г. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов к инклюзивному образованию: целевые ориентиры, векторы, задачи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64−2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy (дата обращения: 20.04.2025).
15. Шкерина Т.А., Каблукова И.Г. Педагогические стратегии формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с родителями // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-2. С. 412–415. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75154812 (дата обращения: 20.04.2025).
16. Яковлева И.М. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2009. № 4. С. 140–144.
17. Belková, V., Zólyomiová, P., & Petrík, Š. (2021). Inclusive education in practice: teachers’ opinions and needs. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 14 (9), 1286–1298. DOI: 10.17516/1997-1370-0819
18. Finkelstein, S., Sharma, U., & Furlonger, B. (2019). The inclusive practices of classroom teachers: a scoping review and thematic analysis. International Journal of Inclusive Education, 25 (6), 735–762. https://doi.org/10.1080/13603116.2019.1572232
19. Lindner, K.T., & Schwab, S. (2020). Differentiation and individualisation in inclusive education: a systematic review and narrative synthesis. International Journal of Inclusive Education, 1–21. DOI: https://doi.org/10.1080/13603116.2020.1813450
20. Shkerina, T.A., Savolainen, G.S., & Zakhartsova, G.V. (2020, May 20–22). Teacher’s professional competence: new challenges, realities and prospects. In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS (pp. 1016–1027), Krasnoyarsk, Russia. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118
Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
A., S. (2025). ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ, РЕАЛИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 72(2), 57-68. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/615