РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ РАБОТАТЬ В ПРОЕКТНОЙ ГРУППЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: высшее образование, современная образовательная среда, универсальная компетенция, сетевое взаимодействие, работа в проектной группе, иноязычное образование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается процесс формирования комплексных универсальных компетенций межличностного характера, необходимых для подготовки выпускника вуза к сетевому взаимодействию в ходе будущей профессиональной деятельности при постоянно меняющихся условиях рынка труда. Потребность в освоении новых компетенций, к числу которых может быть отнесена способность работать в проектной группе, вызвана противоречием между признанием целесообразности включения в процесс подготовки будущего специалиста интерактивных методов формирования универсальных компетенций наряду с традиционными методами и недостаточной разработкой алгоритма их использования на практике.

В качестве примера взяты основные образовательные программы, реализующиеся на кафедре немецкой и французской филологии ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (Архангельск) и на кафедре германо-романской филологии и иноязычного образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (Красноярск): «Иностранный язык» и «Иностранный язык и иностранный язык» (очная форма обучения), направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.

Цель статьи – представление авторских рекомендаций по выявлению динамики и условий развития универсальных компетенций, необходимых обучающемуся для работы в проектной группе, как составляющих подготовки выпускника вуза к сетевому взаимодействию в условиях действующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Методологию исследования составляют анализ действующих образовательных программ в сфере иноязычного образования; изучение результатов междисциплинарных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных формированию и развитию универсальных компетенций; анализ и обобщение авторского опыта по реализации процесса сетевого взаимодействия в рамках проектной группы.

Результаты. Разработаны авторские рекомендации по выявлению динамики и условий развития комплексной универсальной компетенции межличностного типа – способность работать в проектной группе, необходимой для готовности будущего выпускника к сетевому взаимодействию, апробированные на практике в контексте вузовского образования.

Заключение. Анализируя результаты апробации рекомендаций, авторы приходят к выводу о том, что обучение в условиях сетевого взаимодействия при реализации программ в сфере иноязычного образования содействует формированию и развитию комплексной универсальной компетенции сетевого взаимодействия – способности работать в проектной группе. Рассматриваемые в статье авторские рекомендации могут быть применены в ходе обучения бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (очная форма обучения).

Литература

1. Адольф В.А., Дашкова Е.К. Адаптация студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 61–67. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29116886 (дата обращения: 12.04.2020).
2. Ананьева Т.А. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году // HR-Portal. 31.10.2017. URL: http://www.hr-portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 01.04.2020).
3. Бородачев В.В. Актуализация ФГОС при внедрении новых стандартов // Аккредитация в образовании. 2015. № 94. URL: http://www.akvobr.ru/aktualizaciya_fgos_pri_vnedrenii_novyh_standartov (дата обращения: 01.04.2020).
4. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 12. 6. С. 17–22.
5. Горшкова В.В. Феноменологическое осмысление концепта компетентности в системе высшего профессионального образования России // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 147–162.
6. Зволейко Е.В. Проектирование универсальных компетенций бакалавров специального образования по профилю Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 207–213.
7. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 422 с.
8. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Коммуникативная самоэффективность как важнейшее качество будущего специалиста // Theoretical & Applied Science. 2017. № 5 (49). С. 161–164. DOI: 10.15863/TAS.2017.05.49.24
9. Исакова А.А. Ретроспектива формирования коммуникативной компетенции // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 46–53. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.046-053
10. Кирко В.И., Кононова Е.С. Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития // Современное образование. 2019. № 1. С. 12–24. DOI: 10.25136/2409- 8736.2019.1.28894
11. Кузьминов Я.И., Карной М. Онлайн-обуче-ние: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов – М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-8-43
12. Лукьяненко В.П. О реализации компетентностного подхода в системе образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 30–36.
13. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. 2014. № 8. С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14599.htm (дата обращения: 01.04.2020).
14. Махмутова Е.Н., Андреева М.М., Дмитренко Т.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 91–106.
15. Носова Л.Н. О развитии практического мышления будущих педагогов в проектной деятельности // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2016. № 8 (64). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9335/pdf (дата обращения: 02.04.2020). DOI: 10.12731/2218-7405-2016- 8-36-47
16. Осипов В.В., Бугаева Т.П. Интегративный подход в формировании компетенций в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 140–144.
17. Парникова Г.М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Вып. № 2, т. 5. С. 50–55.
18. Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики // Современное образование. 2019. № 1. С. 48–62. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.1.24354
19. Ремез И.Г. Общекультурные компетенции и метапрофессиональные качества выпускника вуза // Современные технологии в науке и образовании – СТНО-2017: сб. тр. II Междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф.: в 8 т. / Рязанс-кий государственный радиотехнический университет. Рязань, 2017. С. 28–30.
20. Тест Р.М. Белбина «Командные роли». Классификация ролей в группе. URL: http://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe (дата обращения: 02.04.2020).
21. Хашева З.М. Управление ключевыми компетенциями участников межорганизационных сетей // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: 5. Экономика. 2012. № 1. С. 322–329.
22. Чичерина Н.В., Бугаенко О.Д., Стрелкова С.Ю. Новые подходы к подготовке учителя-филолога и сетевое сотрудничество в обучении // Аккредитация в образовании. 2015. № 4 (80). С. 30–32.
23. Шершнева В.А., Осипов М.В. Метакомпетентность в иерархии компетентностей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1. С. 80–113. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-186
24. Altbach P. Perspectives on internationalizing higher education // International Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 30–42.
25. Czerniawski G., Gray D., MacPhail A., Bain Y., Con-roy P., Guberman A. The professional learning needs and priorities of higher-education-based teacher educators in England, Ireland and Scotland // Journal of Education for Teaching. 2018. № 44 (2). P. 133–148. DOI: 10.1080/02607476.2017.1422590
26. Dudin M.N., Ivashchenko N.P., Frolova E.E., Abashidze A.H. Institutional Approach to Establishment of a Structural Model of the Russian Academic Environment Development // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6 (1). Р. 22–38. DOI: 10.13187/ejced.2017.1.22
27. Ho M.K. Higher education transformations for global competitiveness: Policy responses, social consequences and impact on the academic profession in Asia // Higher Education Policy. 2015. Vol. 28, is. 1. P. 1–15. DOI: 10.1057/hep.2014.27
28. Kochetkov M.V., Chebotareva E.M. Creative and innovative educational paradigm and acmeological approach to the development of a student as a subject of professional activity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. № 10 (2). P. 177–188. DOI: 10.17516/1997-1370-0018
29. Martirosyan N.M., Bustamante R., Saxon D.P. Academic and social support services for international students // Journal of International Students. 2019. Vol. 9, № 1. P. 172–191. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v9i1.275
30. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. Vol. 68 (3). Р. 79–90.
31. Schalk-Trietchen А. Sicherheit gewinnen und (sich) verändern. Evaluation als Erfahrungsschatz für Professionalisierung nutzen // Zeitschrift Pädagogik. 2017. Vol. 05. P. 16–19. DOI: 10.3262/PAED1705016
32. Sun A., Chen X. Online education and its effective practice: A research review // Journal of Information Technology Education: Research. 2016. Vol. 15. P. 157–190. DOI: https://doi.org/10.28945/3502
33. Wang R. New perspectives on translanguaging and education // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. 20 (1). Р. 69–83. DOI: 10.1080/13670050.2018.1454043
34. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural competence by international experiences? An investigation of the impact of educational stays abroad on intercultural competence and its facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49, is. 3. P. 488–514. DOI: 10.1177/0022022118754721
35. Zajda J., Rust V. Research in globalisation and higher education reforms. Globalisation and higher education reforms // Globalisation Comparative Education and Policy Research. 2016. Vol. 15. P. 179–187. DOI: 10.1007/978-3-319-28191-9_12
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
Yu., S., & P., S. (2020). РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ РАБОТАТЬ В ПРОЕКТНОЙ ГРУППЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 106-117. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-204

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)