ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВОК И ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных проблеме родительских установок и влияния их на воспитательный процесс детей с нарушением интеллекта. Детско-родительские отношения – это один из важнейших аспектов, изучаемых психологией семьи, психологией семейных отношений и возрастной психологией. Отмечается недостаток программ коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с недоразвитием интеллекта. Цель статьи – выявить и охарактеризовать установки родителей разных психологических типов по отношению к своим «особенным» детям, а также особенности их моделей воспитания и воспитательских умений.
Методология исследования представлена основополагающими принципами психологии: системности, единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), положениями о структуре и функциях детско-родительских отношений (Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.); обобщением исследований об особенностях детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями в развитии (Л.В. Кузнецова, И.И. Мамайчук, Ю.П. Поварёнков, Е.А. Савина, В.М. Сорокин, В.В. Ткачева, Л.М. Шипицына, О.Б. Чарова и др.); представлениями о семье как приоритетном институте социализации личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик, М.И. Рожков). В нашем исследовании приняли участие 50 респондентов. Из них 40 родителей имеют ребенка с диагнозом задержка психического развития (ЗПР), у 10 родителей дети с легкой умственной отсталостью. Все дети обучаются в школе г. Красноярска, возрастная категория – 7–10 лет. Для диагностики осознаваемых и неосознаваемых установок родителей по отношению к своим детям, имеющим нарушение интеллекта, применялась методика «Незаконченные предложения», для выявления воспитательских способностей родителей – анкета В.В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонением в развитии». Для сравнения выборок использован U-критерий Манна – Уитни.
Результаты. Исследование показало, что установки родителей авторитарного психологического типа по отношению к своим детям тесно переплетаются с их личностными чертами. 80 % авторитарных родителей эмоционально принимают своих детей, а 20 % – отвергают. В этой группе 68 % родителей понимают, что у детей есть определенного рода проблемы, тогда как 32 % отказываются их понимать. Адекватные формы взаимодействия с детьми наблюдаются у 72 % авторитарных родителей. Взгляды невротических родителей на своих детей и на взаимоотношения с ними разнятся. В группе невротических родителей принимают своих детей 44 % респондентов, а отвергают – 56 %; понимают детские проблемы 78 %, не понимают – 22 %; адекватные формы взаимодействия у 67 %, неадекватные – у 33 %. Психосоматические родители положительно настроены к своим детям, желают им лучшего, видят их достоинства и недостатки. 75 % психосоматических родителей испытывают эмоциональную привязанность к своим детям, 25 % – отвержение. Практически все родители этой группы осознают проблемы своих детей – 94 %, а также применяют к детям адекватные методы воздействия – 87 %.
Заключение. Сделаны выводы, что представления и осознаваемые и неосознаваемые установки родителей разного психологического типа связаны с личностными особенностями детей с нарушением интеллекта. Показана взаимосвязь между воспитательскими умениями родителей и особенностями характерного для них доминирующего психологического типа. Авторами отмечается, что проблема отношений родителей с «особыми» детьми изучается достаточно давно, но программы коррекции этих отношений немногочисленны.
Литература
2. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014. № 3. С. 127–132. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23101169_36004311.pdf
3. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 103–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-tehnologii-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy/viewer
4. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2010. № 5. С. 244–247. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detsko-roditelskih-otnosheniy/viewer
5. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию // Вестник РГГУ. 2010. № 2. С. 214–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentnost-podhody-k-izucheniyu-i-razvitiyu-1/viewer
6. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 5. С. 64–68. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17800552_93387277.pdf
7. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте // Современные проблемы образования. 2011. № 4. С. 24–31. URL: https://science-education.ru/pdf/2012/4/188.pdf
8. Кучуб Н.А. Семья как ценность развивающегося социума и личности // Вестник ОГУ. 2010. № 11. С. 42–50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-tsennost-razvivayuschegosya-sotsiuma-i-lichnosti/viewer
9. Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2014. № 3. С. 83–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-detsko-roditelskih-otnosheniy/viewer
10. Пастухова Л.А. Коррекция детско-роди-тельских отношений в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1 (46). С. 95–98. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_10365283_58345010.pdf
11. Поташова И.И. Содержание профильно-компетентностной подготовки специалистов к работе с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, в системе высшего образования // Психология и психотехника. 2012. № 7. С. 55–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-kompetentnostnogo-podhoda-v-professionalnoy-podgotovke-spetsialistov-k-rabote-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi/viewer
12. Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование // Вестник ПГГПУ. Сер. № 1: Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С. 100–108. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21570509_38054635.pdf
13. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.Ю. Смир новой. М.: Когито-Центр, 2003. 230 с. URL: http://pallas-crb.su/download/kabinet_psihologa/dlya_roditelei/deti%20i%20roditeli.pdf
14. Сафонова М.В., Карабанова Т.Р. Особенности построения детско-родительских отношений в семьях с родителями разного психологического типа, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 167–182. URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/298
15. Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. 2012. № 1. С. 162–166. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20867014_75572945.pdf
16. Смолякова О.А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы современной психологии: матер. II Междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 110–112. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/
17. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: Книголюб, 2008. 144 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0172/5_0172-1.shtml
18. Тулупова О.В. Основные подходы к изучению детско-родительских отношений в зарубежной психолого-педагогической литературе // Перспективы науки. 2014. № 1 (52). С. 157–159. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21315822_42229440.pdf
19. Харитонова Т.И. Обзор основных методов коррекции детско-родительских отношений в отечественной психологии // Символ науки. 2016. № 11. С. 185–187. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-metodov-korrektsii-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-otechestvennoy-psihologii/viewer
20. Blacher J., Baker B.L. Positive impact of intellectual disability on families // American Journal on Mental Retardation. 2007. Is. 112. P. 330–348. URL: https://www.pubfacts.com/detail/17676958/Positive-impact-of-intellectualdisability-on-families
21. Hilton D. Counseling parents of children who have intellectual disabilities // Early Child Development and Care. 1985. Is. 22. P. 19–35. DOI: 10.1080/0300443850220102
22. Kagan J. The role of parents in children’s psychological development // Pediatrics. 1999. July. No. 104 (Supplement 1). P. 164–167. URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/104/Supplement_1/164
23. Kroese B.S., Hussein H., Clifford C., Nazia A. Social support networks and psychological well-being of mothers with intellectual disabilities // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. December, 2002. Vol. 15, is. 4. P. 324–340. URL: https://doi.org/10.1046/j.1468-3148.2002.00128.x
24. Olsson M.B., Hwang C.P. Depression in mothers and fathers of children with intellectual disability // Journal of Intellectual Disability Research. 2001. Is. 45. P. 535–543. URL: http://dx.doi.org/10.1046/j.1365-2788.2001.00372.x
25. Shobana M. et al. Comparative study on attitudes and psychological problems of mothers towards their children with developmental disability // East Asian Archives of Psychiatry. 2014. Vol. 24, is. 1. P. 16. URL: https://search.informit.com.au/documentS