РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ПО ДАННЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ)

  • Fedoreeva Elena V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Safonova Marina V. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
Ключевые слова: психологическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, психологическая безопасность, профессиональные дефициты, психологическая компетентность.

Аннотация

Проблема и цель. в статье фиксируется актуальность совершенствования психологического сопровождения образовательной деятельности. Выстраивание обновленной модели психологической службы возможно при понимании имеющихся заделов и дефицитов, ресурсов и стратегических приоритетов системы образования края. Цель статьи – описать результаты анализа представлений муниципальных органов управления образованием о ресурсах, дефицитах и перспективах развития психологической службы в системе образования Красноярского края.

Методологической базой исследования послужили анализ и обобщение концепций и моделей психологической службы И.В. Дубровиной, В.Э. Пахальяна, Л.М. Фридман, А.А. Реана, М.Р. Битяновой, подходов к организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в психологических службах В.В. Рубцова, Е.И Метельковой, работ зарубежных психологов А. Валлона, К. Рейнолдса, Р.А. Сай и др.

В процессе исследования проведен опрос специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих вопросы развития психологической службы. Всего в исследовании принял участие 61 человек. Опрос включал как количественные показатели доступности и вариативности психологического сопровождения, так и представления о задачах, содержании и управленческих механизмах развития психологических служб.

Результаты. Были выявлены актуальные данные о доступности психологического сопровождения со стороны организаций и специалистов муниципальных психологических служб. Рассмотрены имеющиеся профессиональные дефициты действующих педагогов-психологов, к основным относятся низкий уровень владения технологиями работы с отдельными категориями детей, низкая культура оформления документации. Для повышения эффективности деятельности психологических служб от органов управления образованием ожидаются изменения в системе повышения квалификации специалистов, ориентации на практическую подготовку и организационно-нормативного регулирования деятельности психологов.

Заключение. Делается вывод о необходимости перестройки системы психолого-педагогического сопровождения с учетом целевых ориентиров деятельности, имеющихся ресурсов и возможностей взаимодействия организаций и специалистов психологических служб.

Литература

1. Битянова М.Р., Глазунова О.И. Антропологический подход к решению проблем успешности обучения ребенка в школе // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10, № 1. С. 5–8. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Bitianova.shtml
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1997. 297 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm#$p1
3. Вахнина В.В., Скосырская Ю.А. Психологическое сопровождение как стержневой компонент процесса социально-психологического обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6, № 4. С. 76–100. DOI: 10.12737/2500-0543-2021-6-4-76-100. EDN ZTHJPE.
URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45947/view
4. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6–33.
5. Гришанова О.С., Нелюбова Я.К. Эффективность профилактической работы школы в оценках специалистов социально-психологической службы // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3, № 2. С. 15–21. EDN JACPNF.
URL: https://ijmp.ru/archives/10155
6. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 2.
URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1998/n2/Dubrovina.shtml
7. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Психологическая наука и образование. www.psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 3. С. 1–15.
URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2016/n3/zabrodin_metelkova_rubtsov.shtml
8. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 229 с.
URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000706297
9. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Сер.: Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4. С. 63–72.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться // Педагогическая психология: хрестоматия. СПб.: Питер, 2006. С. 57–62. EDN YUHZOR.
URL: http://ebooks.grsu.by/pedpsihologia/markova-a-k-matis-t-a-orlov-a-b-vozrastnye
11. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред.
И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
URL: https://www.phantastike.com/age_psychology/mental_health_children/html/
12. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 5–32.
URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1999/n2/Rubtsov.shtml
13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
URL: https://studfile.net/preview/2419635/
14. Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях: метод. реком. / Б.М. Абушкин, С.В. Алехина, Г.С. Банников и др.; Министерство просвещения Российской Федерации. М.: Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2020. 120 с. URL: https://rospsy.ru/node/930
15. Сластенин В.А., Подымова В.А. Эффективность образовательного процесса // Педагогическая наука и образование. 2015. № 7. С. 12.
16. Смолярчук И.В., Толстошеина В.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey
17. Стрелкова О.В. Психологическое сопровождение будущих специалистов как формирование потребности в психологических знаниях // Балтийский морской форум: матер. VI Междунар. Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 03–06 сентября 2018 г. Калининград: Обособленное структурное подразделение «Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота» ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2018. С. 254–262.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36734180
18. Технология оценки образовательной среды школы: учебно-методическое пособие для школьных психологов / В.В. Рубцов, Е.В. Высоцкая, А.З. Зак и др.; под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. Обнинск: ООО «Исследовательская группа “Социальные науки”», 2010. 288 с.
URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/c1b/tekhnologiya_ocenki.pdf
19. Bahr M.W., Leduc J.D., Hild M.A., Davis S.E., Summers J.K., Mcneal B. Evidence for the expanding role of consultation in the practice of school psychologists // School Psychol. 2017. Is. 54. P. 581–595.
URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/pits.22020
20. Millar G.M., Lean D., Sweet S.D., Moraes S.C., Nelson V. The psychology school mental health initiative: an innovative approach to the delivery of school-based intervention services // School Psychol. 2013. Is. 28. P. 103–118.
URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0829573512468858
21. Müller B., Hagen A., Vannini N., Büttner G. Measurement of the effects of school psychological services: A scoping review. // Frontiers in Psychology. 2021. 16 April.
URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.606228/full
Опубликован
2022-10-30
Как цитировать
V., F., & V., S. (2022). РЕСУРСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ПО ДАННЫМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 61(3), 159-171. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-360

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>