ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 14–16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА

  • Golovnin Aleksandr A. Лицей № 6 «Перспектива»
  • Savchuk Aleksandr N. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Guan Maosen КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: боевые искусства Востока, единоборцы, Кёкусинкай каратэ, спортсмены, ушу, физические упражнения, духовность, сила духа, сила воли, нравственность традиции, тренировочный процесс, хатха-йога.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается взаимосвязь физических и специальных упражнений из видов боевых искусств, таких как Кёкусинкай каратэ и ушу, с умственным и духовным воспитанием подростков 14–16 лет. Даны теоретические и практические аспекты построения тренировочного процесса из вышеуказанных видов по вольной и греко-римской борьбе с элементами восточных единоборств, которые могут быть направлены на воспитательные моменты и повышение умственной работоспособности.

Цель статьи – провести сравнительный анализ тренировочного процесса спортивных видов борьбы с тренировочным процессом восточных видов единоборств.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение знаний в области боевых искусств, поведенческой, духовной и физической готовности к учебной и тренировочной деятельности. Рассматриваются

теоретические и практические аспекты по видам спортивной борьбы и видам восточных единоборств, научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных авторов, опыт построения тренировочного процесса и возможные взаимосвязи спортивных видов с восточными видами единоборств.

Результаты. В тренировочном процессе, который проходил в течение года, был задействован деятельностный подход. Значимая роль в тренировочном процессе отводилась духовному обогащению и умственному развитию занимающихся единоборцев. Было доказано, что специализированные упражнения из восточных боевых искусств Кёкусинкай каратэ и ушу, внедренные в тренировочный процесс вольников и борцов греко-римского стиля, положительно влияют на нравственное воспитание и умственные способности подростков 14–16 лет. Даны рекомендации по внедрению физических упражнений, восточного этикета и определенного свода поведенческих правил на тренировочном занятии.

Заключение. Статья раскрывает принципы духовного и умственного воспитания человека в боевых искусствах Востока. Использование некоторых упражнений физической подготовки из комплекса боевых искусств Востока, таких как Кёкусинкай каратэ и ушу, позволило подросткам, занимающимся в экспериментальной группе по вольной и греко-римской борьбе, значительно улучшить показатели общей и специальной физической подготовленности, повысить умственную работоспособность и уровень соревновательного, спортивного мастерства. Также применение вековых традиций из ушу и Кёкусинкай каратэ оказало значимое влия-

ние на развитие силы духа и силы воли занимающихся, нравственности и благоприятно сказалось на духовном и психологическом совершенствовании их личности. Подросток развивается через боевые искусства Востока не только как спортсмен, а прежде всего как единоборец, происходит не столько внешняя борьба, сколько внутренняя, т.е. преодоление, человек воспитывается как личность. Сила духа – подлинная сила человека.

Литература

1. Акопян А.О., Опейкин М.В. Динамика уровня физической подготовленности занимающихся в секциях карате-до // Вестник спортивной науки. 2017. № 3. С. 23–25.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary (дата обращения: 25.05.2022).
2. Амплеева В.В., Власов В.Н. Формирование психической устойчивости тхэквондистов высокой квалификации с помощью медитативных психотехник // Universum: психология и образование. 2016. № 10 (28). С. 24–26.
3. Аникеева В.В. Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных систем российскими учеными // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 13. С. 6–10.
4. Бянь Чжичжун. Оздоровительная система Хуашаньской школы Дао: пер. с кит. // Жиньмень жибао. 1983. № 8 (1). С. 23.
5. Воронов И.А., Куликова О.Ю. Психологическое определение сущности и содержания понятия «медитация» в контексте восточных единоборств // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 398–403.
6. Головнин А.А. Воспитание подростков средствами каратэ Кёкусинкай: оздоровительная, духовно-волевая и духовно-нравственная составляющая тренировок // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 50–58.
7. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
8. Захаров В.В. Нервно-психические нарушения: диагностические тесты. М.: МЕД пресс-информ, 2013. 320 с.
9. Кастальский О.О., Манукян С.С. Система обучения боевым искусствам востока как инструмент повышения функциональной активности различных систем организма // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 2. С. 33–40.
10. Коняхина Г.П. Комплексный контроль в спорте: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Уральская академия, 2020. 71 с.
11. Левин О.С. Неврология: справочник практикующего врача. М.: МЕД пресс-информ, 2014. 1024 с.
12. Мао Джавен. Оздоровительная китайская гимнастика / пер. с англ. Е. Гупало. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 160 с.
13. Миронова С.П., Хозяинова-Цегельник Т.К. Нетрадиционные оздоровительные методики и технологии: учеб. пособие. 3-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 194 с.
14. Небураковский А.А., Щетина Б.М., Четвертаков А.В. Особенности физической подготовки юношей к кумите в Кекусинкай каратэ-до // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 227–231.
15. Ояма Масутацу. Классическое каратэ. М., 2006. 256 с.
16. Ояма Масутацу. Это – каратэ / пер. с англ. А. Куликова. М.: Фаир-Пресс, 2005. 320 с.
17. Петров Е.П. Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Изд-во Алтай. гос. ун-та, 2018. 43 с.
18. Прокопьев А.Т. К вопросу о психофизической подготовке спортсменов восточными методами: сб. науч. тр. // SWorld. 2012. Т. 34, № 3. С. 89–91.
19. Федоров А.И., Сивохин И.П., Авсиевич В.Н. Комплексный контроль в спорте: теоретико-методические и информационные аспекты: учеб. пособие. Костанай: КГПУ им. У. Султангазина, 2019. 140 с.
20. Ходжанов А.Р. Боевые искусства в системе физического воспитания и прикладной физической подготовки // Проблемы педагогики. 2021. № 1 (52). С. 74–76.
21. Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности // Таврический журнал психиатрии. 2015. Т. 19, № 1 (70). С. 55–60.
22. Шихшабеков Ш.Ю., Гаджимурадова Р.Т., Магомедова М.М. Восточные единоборства и гимнастика ушу в формировании гармонически развитой личности будущего учителя физической культуры // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 307–308.
23. Шихшабеков Ш.Ю., Гаджиагаев С.М., Чаптиев Б.С. Восточные оздоровительные системы как составная часть гармонического развития личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 90–93.
24. Юсупов Р.Ф. Контроль в спортивной тренировке у единоборцев // Молодежная наука на службе обществу: сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 54–62.
Опубликован
2022-06-30
Как цитировать
A., G., N., S., & Maosen, G. (2022). ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 14–16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 60(2), 77-88. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-334

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)