ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СООТНЕСЕНИИ С ИХ САМООТНОШЕНИЕМ

  • Miller Olga M. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Perova Larisa V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Kakunina Elena V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: удовлетворенность профессиональным выбором, мотивационные факторы профессионального выбора, самоотношение, обобщенный фактор самоотношения.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических и экспериментальных исследований удовлетворенности студентов своим выбором профессии и их самоотношения. Цель статьи – выявить удовлетворенность профессиональным выбором в соотнесении с самоотношением у студентов 1-го курса КГПУ им. В.П. Астафьева, обучающихся на факультете БГХ (биология, география, химия) по направлениям подготовки Биология и химия, География и биология, а также в институте физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина по направлениям подготовки Физическая культура, Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка).

Методологию исследования составляет концепция Е.П. Ильина, которая в данной статье интерпретируется следующим образом: удовлетворенность выбором профессии, не являясь непосредственным побудителем учебной деятельности, поддерживает ее продолжение. В исследовании мы также опирались на концепцию Р.С. Пантилеева, согласно которой компоненты структуры самоотношения личности через мотивы связаны с реальной жизнедеятельностью субъекта, в нашем случае – с мотивами выбора профессии и учебной деятельностью в вузе. В исследовании приняли участие 67 студентов 1-го курса КГПУ им. В.П. Астафьева, обучающихся на факультете БГХ (по профилю подготовки «Биология и химия» – 18 студентов и по профилю подготовки «География и биология» – 20 студентов), а также в институте физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина (по профилю «Физическая культура» – 13 студентов и по профилю «Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка)» – 16 студентов). Эмпирическое исследование особенностей удовлетворенности студентов разных направлений подготовки своим профессиональным выбором включало тестирование и анкетирование. В тестировании использовались: методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеев) для изучения мотивационных характеристик профессионального выбора и самооотношения студентов. Анкетирование проводилось для выявления уровня удовлетворенности студентов своим профессиональным выбором. Результаты весенней сессии студентов рассматривались в статье как показатель успешности их учебной деятельности к окончанию первого года обучения. Связь компонентов самоотношения и удовлетворенности студентов разных направлений подготовки своим профессиональным выбором определялась при помощи применения коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Кроме того, для выявления различий между внутренними и внешними мотивами студентов при выборе профессии использовался U-критерий Манна – Уитни.

Результаты исследования. В статье показано, что удовлетворенность студентов-первокурсников своим профессиональным выбором в конце первого года обучения значимо связана с их успеваемостью, а также (в большинстве исследуемых групп) с мотивационными факторами профессионального выбора и с некоторыми компонентами самоотношения. При этом анализ результатов показал, что самоотношение студентов проявляется в виде обобщенного фактора – совокупности определенных компонентов самоотношения, которые определяют некоторое общее отношение студентов к себе как личности. Так, например, у первокурсников профиля подготовки «Биология и химия», а также у первокурсников профиля подготовки «Физическая культура и дополнительное образование (спортивная подготовка)» обобщенный фактор «самоуважение», доминирующий в структуре их самоотношения, проявляется в оценке этими студентами своей личности как компетентной и эффективной, уверенной в себе и принимающей последствия своего выбора. Первокурсники профиля подготовки «Физическая культура», у которых в структуре самоотношения доминирует обобщенный фактор «аутосимпатия», обладают неизменным чувством симпатии к себе независимо от неудач в конкретных действиях. А студенты-первокурсники профиля подготовки «География и биология» характеризуются доминированием обобщенного фактора самоотношения «самоуничижение», который служит защитным механизмом, позволяющим им оказывать себе самоподдержку, перекладывая вину за свои промахи в учебе на обстоятельства и других людей.

Заключение. Рассматривая удовлетворенность студентов своим выбором профессии как сложный психологический феномен, связанный с мотивационными факторами профессионального выбора и самоотношением, мы сможем лучше понять особенности их поведения в процессе обучения.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 272 с. (Мастера психологии).
2. Андриенко О.А. Исследование удовлетворенности студентов избранной профессией // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс].
URL: https://psychology.snauka.ru/2016/07/7010
(дата обращения: 20.07.2022).
3. Братухина Е.А., Братухин А.Г., Буторин А.В., Васькова А.В., Медведева Е.А., Никулина Е.Е., Прокопьева В.А., Сизова Д.М. Взаимосвязь мотивов выбора профессии и учебной мотивации студентов лечебного факультета медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 12-1. С. 143–147. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38966 (дата обращения: 20.07.2022).
4. Герасимова С.Я., Захарова А.Н., Дулина Г.С. Академическая мотивация и мотивация выбора профессии студентов психологической специальности // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Гомель, 2021. С. 152–154.
5. Дагаева И.А., Бахотский В.В., Стрикунова Л.И. Диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой вуза в целях повышения его привлекательности для абитуриентов // Вестник СурГУ. 2022. № 2 (36). С. 42–50. DOI: 10.34822/2312-3419-2022-2-42-50
6. Есенкова Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 112.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsionnyh
(дата обращения: 26.07.2022).
7. Завгородняя И.В., Разгоняева Д.А. Психологические особенности межличностных потребностей и удовлетворенности жизнью у студентов вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 45–51.
8. Земскова А.А., Бачурина А.Н., Кравцова Н.А. Взаимосвязь между самоотношением и мотивацией к учебной и служебной деятельности у курсантов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 2. С. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu (дата обращения: 24.08.2022).
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
10. Колкова С.М., Паршин Ю.О. Взаимосвязь самоотношения и выбора профессии старшеклассниками // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2018. № 2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootnosheniya (дата обращения: 24.08.2022).
11. Лабынцева И.С. Отношение к будущей профессии студентов с разным уровнем учебной активности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-buduschey (дата обращения: 22.08.2022).
12. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. 2016. Сер. 14: Психология. № 2. С. 3–18. DOI: 10.11621/vsp.2016.02.03
13. Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филиппов А.В. Тысяча состояний души: Краткий психолого-филологический словарь. 3-е изд., стер. М.: Флинта: Наука, 2011. 423 с.
14. Лонская Л.В., Малютина Т.В. Удовлетворенность студентов выбором профессии врача (на примере студентов лечебного факультета) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvoryonnost-studentov (дата обращения: 20.08.2022).
15. Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. Успешность обучения в вузе: опыт студентов технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31915 (дата обращения: 16.08.2022).
16. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворенность обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. С. 45–52. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52
17. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2019. 400 с. (Мастера психологии).
18. Образцов И.В., Половнев А.В. Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социо-логический анализ на примере МГЛУ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 221–241. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-studentov
(дата обращения: 16.08.2022).
19. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2007. С. 208–242.
20. Петрова Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. 2016. № 22 (126). С. 224–227. URL: https://moluch.ru/archive/126/34998/ (дата обращения: 23.08.2022).
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Изд-во АСТ, 2020. 960 с. (Наследие эпох).
22. Садыкова Н.А. Удовлетворенность как показатель успешности и адаптивности человека // Конструктивизм в психологии и педагогике: сб. ст. Междунар. научно-практ. конф. (23 августа 2017 г., Казань). Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 184–187.
23. Середа Е.И., Рябова К.С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2013. № 3.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-professionalnym (дата обращения: 25.04.2022).
24. Усольцева В.В. Мотивация выбора профессии представителями разных поколений в России (на примере представителей сферы образования) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Познание. 2020. № 07. С. 99–101. DOI: 10.37882/2500-3682.2020.07.20
25. Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 33–45.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-motivatsio (дата обращения: 25.04.2022).
26. Bell A., Brooks C. What makes students satisfied? A discussion and analysis of the UK’s national student survey // Journal of Further and Higher Education. 2018. Is. 42 (8). P. 1118–1142.
DOI: https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1349886
27. Green H.J., Hood M., Neumann D.L. Predictors of student satisfaction with university psychology courses: A review // Psychology Learning & Teaching. 2015. Vol. 14 (2). P. 131–146. DOI: 10.1177/1475725715590959
28. Mihanović Z., Batinić A., Pavičić J. The link between students’ satisfaction with faculty, overall students’ satisfaction with student life and student performances // Review of Innovation and Competitiveness. 2016. Is. 2 (1). P. 37–60. DOI: https://doi.org/10.32728/ric.2016.21/3
29. Wach F.-S., Karbach J., Ruffing S., Brünken R., Spinath F. M. University students’ satisfaction with their academic studies: Personality and motivation matter // Frontiers in Psychology, Sec. Personality and Social Psychology. 2016. Vol. 7. P. 55. DOI: https://doi:10.3389/fpsyg.2016.00055
30. Wong W.H., Chapman E. Student satisfaction and interaction in higher education // High Educ. 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-022-00874-0
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
M., M., V., P., & V., K. (2022). ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СООТНЕСЕНИИ С ИХ САМООТНОШЕНИЕМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 48-62. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-368

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)