АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ 13–15 ЛЕТ

Ключевые слова: родители, подростки, консультационные запросы, психологическое просвещение родителей.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. В статье приведен анализ консультационных запросов родителей, воспитывающих подростков 13–15 лет, по вопросам воспитания, обучения и развития детей, для своевременного оказания психологической помощи.

Цель статьи – проанализировать консультационные запросы современных родителей, воспитывающих подростков 13–15 лет, выявить и охарактеризовать типичные трудности родителей, связанные с обучением, развитием и воспитанием детей.

Методологию исследования составляют положения научных исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.М. Прихожан, Ф. Райс, рассматривающие особенности психического и личностного развития в подростковом возрасте, исследования Е.О. Смирновой, Д.Я. Райгородского, характеризующие детско-родительские отношения в семьях с подростками; работы А.Я. Варга, А.С. Спиваковской, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.А. Емельянцевой, обосновывающие важность сопровождения семьи в обеспечении психологического благополучия ребенка и преодолении имеющихся трудностей.

Методы исследования: анкетирование, контент-анализ, прототипический анализ П. Вержеса. Проводилось анкетирование родителей подростков 13–15 лет. Вопросы анкеты предполагали формулировку родителями обращений к психологу по вопросам детского развития, фиксацию имеющихся затруднений. Для анализа представлений родителей о своих детях, а также выявления специфики их затруднений в вопросах воспитания, обучения и развития детей применялся метод П. Вержеса, позволяющий оценивать структуру социального представления (выделить «ядро» и «периферию») и прогнозировать ее возможную динамику.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что ядро представлений родителей о своем ребенке-подростке, с одной стороны, отражает сложившиеся в социуме представления о приоритетах семейного воспитания, с другой – демонстрирует реальный опыт общения и взаимодействия родителя с ребенком. Так, родители считают необходимым воспитать «умного» ребенка, а приоритетной областью детского развития обозначают «интеллектуальную сферу».

Во вторую зону входят в основном характеристики, отражающие представления родителей о социальной состоятельности их ребенка. Родители понимают значимость социальной состоятельности подростка, а также необходимость эмоциональной поддержки со стороны близких взрослых в обеспечении его полноценного социального развития.

В третью зону вошли достаточно разнонаправленные родительские суждения, связанные со сферой образования детей. Основной запрос к психологу: как повысить интерес ребенка к учебе? Это представления, в которых имеются элементы, возможно, взятые индивидом из внешней среды и являющиеся следствием усвоения определенных общественных стереотипов.

Периферическую (четвертую) зону составляют представления, которые связаны с привычными моделями поведения родителей. Данные суждения отражают индивидуальный опыт родителей в зависимости от жизненной ситуации, в которой находится семья, в том числе опыта отношения с собственными родителями. В этой зоне представлений модель родительства выглядит как необходимость заботиться о ребенке, проявлять внимание к ребенку, развивать жизненно необходимые умения.

Заключение. Полученные результаты дают возможность обосновать направления и содержание психологического просвещения современных родителей, воспитывающих подростков. К ним относим: информирование о роли детско-родительских отношений в развитии личности и становлении характера подростка; о приемах выстраивания гармоничных отношений с детьми; обсуждение и апробацию действенных способов разрешения возникающих конфликтов, эффективных практик воспитания.

Литература

1. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2012. 94 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429318
2. Биловаш В.М., Шулаева М.В. Психологические особенности межличностных отношений подростков с родителями // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты – 2020: сб. науч. тр. Казань, 2020. С. 54–55.
3. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж: НПО «Модэк», 2003. 426 с.
4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М., 2011. 304 с.
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, Н.Н. Лебедева, А.Г. Лидерс. Изд. 2-е, расш. М.: Моск. психол.-социальный ин-т, 2007. 480 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=49838
6. Емельянцева Т.А. Групповая психотерапия подростков с расстройствами поведения из семей с алкогольными проблемами // Социальная работа с детьми и подростками группы риска / под. ред. А.А. Реана. СПб.: Благотворительный некоммерческий фонд «Здоровое будущее», 2000. С. 75–76.
7. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Социально-психологический портрет современного школьника // Вестник Мининского университета. 2022 Т. 10, № 3. С. 15–32.
8. Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 21–34.
9. Макарова Л.П. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка / Л.П. Макарова, М.С. Матусевич, Ю.К. Бахтин, А.В. Соловьев // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 1018–1020. URL: https://moluch.ru/archive/63/9672/ (дата обращения: 05.03.2023).
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 456 с.
11. Подростковый конфликт / С.Г. Кожарская. Минск: Красико-Принт, 2006.
12. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 34–41.
14. Прихожан А.М. Работа с родителями подростков (материалы к проведению родительских собраний в средней школе) (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Т. 6, № 2. С. 96–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28233 (дата обращения: 05.03.2023).
14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
15. Социальный портрет современного подростка: социол. исследование по изучению соц.-психол. особенностей подросткового возраста / Респ. юнош. б-ка Татарстана; сост. М.В. Карабаева. Казань, 2010. 31 с.
16. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000. 304 с.
17. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. М.: РОСМЭН, 1998.
18. Шаад И.Н. Психологические характеристики подросткового возраста как основа для консультирования в диаде «подросток – родитель» // Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития: матер. регион. науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2021. С. 63–65.
19. Kaplan E.A. Motherhood and representation: The mother in popular culture and melodrama. Routledge, 2013. 268 p.
20. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // Interna¬tional Journal of Science and Research (IJSR). 2017. Is. 8, Vol. 6. P. 978–982. URL: https://www.researchgate.net/publication/324522257
21. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, No. 3. P. 357–369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
V., A., & Yu., D. (2023). АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ 13–15 ЛЕТ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 110-118. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/482

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)