ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
Проблема и цель. Современные исследователи подчеркивают необходимость практического использования новых средств, в том числе информационно-коммуникационных, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из растущих групп среди детей с ОВЗ является группа дошкольников с одновременным нарушением слуха и зрения. В отношении данной группы детей проблемное поле для исследований широко, а научные разработки немногочисленны. Поэтому проблема поиска средств всестороннего развития дошкольников с бисенсорными нарушениями, и в частности их речевого развития, остается достаточно актуальной в тифлосурдопедагогике. Одним из таких средств, по предположению авторов статьи, является мультипликация.
Цель статьи состоит в раскрытии дидактического потенциала мультипликации как педагогического средства в развитии речи дошкольников со значительной потерей слуха и одновременным нарушением зрения в степени слабовидения.
Методология исследования базируется на фундаментальном научном труде С.А. Зыкова, раскрываю-щем сущность коммуникативно-деятельностной системы и ее ведущую роль в речевом развитии детей, имеющих нарушения слуха; на анализе зарубежных и отечественных научных трудов, раскрывающих содержание инновационных подходов в обучении детей с бисенсорными нарушениями.
Результаты. В статье раскрыт дидактический потенциал мультипликации как средства речевого развития детей со значительной потерей слуха с коррекцией слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами и одновременным нарушением зрения в степени слабовидения. Показано, что сущностное содержание процесса создания мультипликации в совместной деятельности детей и взрослого, а также использование готовых мультипликационных фильмов играют существенную роль в сложном процессе развития речи, а именно в развитии грамматического строя речи, связной речи и обогащении словарного запаса. Разработан алгоритм совместной деятельности взрослого и ребенка с одновременным нарушением слуха и зрения при создании мультипликационных фильмов, направленный на речевое развитие
данной группы детей.
Заключение. Мультипликация, являясь современным информационно-коммуникационным средством, имеет высокий потенциал для применения в дефектологии. Процесс создания мультипликации в совместной деятельности дошкольников с бисенсорными нарушениями и взрослого, а также использование готовых, уже созданных ими мультипликационных фильмов потенциально являются одними из эффективных приемов коммуникативно-деятельностной системы, используемой в сурдопедагогике и тифлосурдопедагогике. Процесс создания мультипликации может использоваться как средство развития всех компонентов речи у дошкольников со значительной потерей слуха с коррекцией слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами и одновременным нарушением зрения в степени слабовидения.
Литература
2. Арнаутова Н.А. Применение самодельной мультипликации на разных этапах урока // Информатика в школе. 2017. № 8 (131). С. 30–32. URL: https://school.infojournal.ru/jour/article/view/168 (дата обращения: 30.03.2021).
3. Арнаутова Н.А., Кричевец Е.А. Уроки мультипликации: возможности использования цифровой техники в коррекционно-развивающих целях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2011. № 1. С. 24–32. URL: https://drive.google.com/file/d/0B2cacLzeSC1keUZfYUJZVDNBNUE/view?usp=sharing (дата обращения: 30.03.2021).
4. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2004. № 8. С. 1–3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22573967 (дата обращения: 30.03.2021).
5. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Воронова О.В., Проглядова Г.А. Современные подходы к изучению педагогического сопровождения слепоглухих детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 6–13. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-115 (дата обращения: 20.02.2021).
6. Беляева О.Л., Непомнящих О.И. Театрализация как средство включения в совместную развиваю-щую деятельность дошкольников с сохранным и нарушенным слухом // Практическая дефектология. 2018. № 3 (15). С. 59−61. URL: http://defectologi.ru/wp-content/uploads/2013/12/Практич.дефектол.-3.pdf (дата обращения: 24.12.2020).
7. Деменина Т.А., Матвиенко Е.В., Климова Е.В. Мультипликация как средство формирования и развития речевых процессов у детей с особыми образовательными потребностями // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 75–83. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24223265_71378915.pdf (дата обращения: 27.12.2020).
8. Дубровинский Д.И. Феномен слепоглухоты. Еще раз о Загорском эксперименте (о фактах фальсификации, ее защитниках и об актуализации проблемы) // Философские науки. 2018. № 1. С. 89–117. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-1-89-117 (дата обращения: 20.02.2021).
9. Кирсанова Т.В., Матуняк Н.А. Применение игровых технологий в решении задач социально-коммуникативного развития дошкольников // Научное отражение. 2017. № 3. С. 12–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29672725 (дата обращения: 15.12.2020).
10. Комарова Т.С., Москвина А.С., Третьяков А.Л. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2019. № 1. С. 143–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiy-v-poznavatelnom-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.04.2021).
11. Овчинникова Е.А., Нигматуллина И.А. Формирование навыков коммуникации у младших дошкольников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12, № 3. С. 26–31. DOI: https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31
12. Рончка К.В., Павлова Е.И., Корзенкова Н.С. Развитие речи посредством пальчиковых игр // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. 2015. № 3. С. 40–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25443966 (дата обращения: 20.02.2021).
13. Саломатина И.В. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология. 2000. № 1. С. 75–81.
14. Хохлова А.Ю. Методика оценки доступного уровня символизации в общении у детей с нарушениями слуха и зрения и множественными нарушениями развития // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 2. C. 121–134. DOI: https://doi.org/10.17759/psyclin.2016050209
15. Baglama B., Yucesoy Y., Yikmis A. Using animation as a means of enhancing learning of individuals with special needs // TEM Journal. 2018. Is. 7 (3). P. 670–677. DOI: https://doi.org/10.18421/TEM73-26
16. Buica-Belciu O. Blended learning using multitouch and sensory responsive technologies in kindergarden: the funlab project, Bucharest, 2014 // Conference proceedings of eLearning and Software for Education (eLSE). 2015. Is. 02. P. 106–112. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=286468 (дата обращения: 14.03.2021).
17. Dammeyer J. Deafblindness and dual sensory loss research: Current status and future directions // World J Otorhinolaryngol. 2015. Is. 5 (2). P. 37–40. DOI: https://doi.org/10.5319/wjo.v5.i2.37
18. Grindstaff E., Sutherland A. Music from the dark and silence: Incorporating deaf, hard of hearing, and visually impaired students in the music education classroom. 2020. URL: https://encompass.eku.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1779&context=honors_theses (дата обращения: 11.04.2021).
19. Habib K., Soliman T. Cartoons’ effect in changing children mental response and behavior // Open Journal of Social Sciences. 2015. Is. 3. P. 248–264. DOI: https://doi.org/10.4236/jss.2015.39033
20. Hidayat I.K., Wardhana M.I., Rini D.R. Animation as an educational media to learn colors and shapes for toddlers. In: Proceedings of the 1st International Conference on Arts and Design Education (ICADE 2018) “Advances in Social Science, Education and Humanities Research”. Vol. 255. DOI: 10.2991/icade-18.2019.42
21. Janssen M., Riksen-Walraven J.M., Dijk J.V. Contact: Effects of an intervention program to foster harmonious interactions between deaf-blind children and their educators // Journal of Visual Impairment & Blindness. 2003. Is. 97. P. 215–229
22. Fujisawa K., Inoue T., Yamana Y., Hayashi H. The effect of animation on learning action symbols by individuals with intellectual disabilities // Augmentative and Alternative Communication. 2011. Is. 27 (1). P. 53–60. DOI: 10.3109/07434618.2011.553245
23. Manga T., Masuku K.P. Challenges of teaching the deaf-blind learner in an education setting in Johannesburg: Experiences of educators and assistant educators // The South African Journal of Communication Disorders. 2020. Is. 67. DOI: 10.4102/sajcd.v67i1.649 (дата обращения: 11.04.2021).
24. Martinez O.O.L. Criteria for defining animation: A revision of the definition of animation in the advent of digital moving images // Animation. 2015. Is. 10 (1). P. 42–57. DOI: 10.1177/1746847715571234 (дата обращения: 11.04.2021).
25. Rosen Y. The effects of an animation-based on-line learning environment on transfer of knowledge and on motivation for science and technology learning // Journal of Educational Computing Research. 2009. Is. 40 (4). P. 451–467. URL: https://www.learntechlib.org/p/69494/ (дата обращения: 15.01.2021).
26. Şılbır L., Coşar M., Karal Y., Altun T., Atasoy M., Özçamkan-Ayaz G. Graphic symbol based interactive animation development process for deaf or hard of hearing students // lnternational Electronic Journal of Elementary Education. 2020. Vol. 12, is. 4. P. 371–382. DOI: 10.26822/iejee.2020459466 (дата обращения: 15.01.2021).