ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА ШКОЛЬНИКА МЕТОДОМ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

  • VASILIEVA Svetlana P. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • NIZAMUTINOVA Tatyana M. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, языковое сознание, речевая деятельность, внутренний лексикон, ассоциативные семантические связи.

Аннотация

Постановка проблемы. В основе освоения любой деятельности, особенно учебной, лежит развитие языковой / речевой способности. Основываясь на идеях московской психолингвистической школы, считаем базовой частью речевой деятельности внутренний лексикон человека, или ментальный лексикон, позволяющий моделировать языковую картину мира, языковое сознание человека.

Методология. Наиболее эффективным способом изучения языкового сознания, следовательно, внутреннего лексикона, является свободный ассоциативный эксперимент (САЭ). В мире и в стране известен опыт создания ассоциативных словарей в результате массовых ассоциативных экспериментов. Наиболее известным в России ассоциативным словарем является «Русский ассоциативный словарь» (РАС) 1994–1998 гг.

С конца XX в. в нашей стране начали создаваться ассоциативные словари школьников как инструмент для изучения динамических процессов внутреннего лексикона школьников разных возрастных групп.

Результаты. Материалы «Ассоциативного словаря школьников г. Красноярска» как модели внутреннего лексикона позволяют изучить отражение мышления и осмысления окружающего мира школьниками, уровень формирования когнитивных структур. Психолингвистический анализ ассоциативных полей дает представление об уровне сформированности понятийного аппарата, образа мира.

Анализируя ассоциативные поля как фрагмент внутреннего лексикона школьника определенного возраста, можно планировать деятельность по корректировке и развитию внутреннего лексикона подростка.

Литература

1. Ассоциативный словарь школьников Саратова и Саратовской области: база данных на платформе MS Office Access. Версия 1.05.00 / сост. В.Е. Гольдин, А.П. Сдобнова, А.О. Мартьянов; Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1998–2008 (АСШС).
2. Ассоциативный словарь употребительной русской лексики: 1080 стимулов / сост. А.В. Рудакова, И.А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2011. 187 с. (АСУРЛ).
3. Бутакова Л.О. Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска. Омск: ВАРИАНТ-ОМСК, 2012. 128 с.
4. Dиз Дж. Структура ассоциаций в языке и мысли. М., 1965. 216 с.
5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 160 с.
6. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 349 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности. URL: https://gigabaza.ru/doc/124506-pall.html (дата обращения: 07.09.2020).
8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: НПФ «Смысл», 1997. 4-е изд. 150 с.
9. Леонтьев А.А. Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: МГУ, 1977. 190 с.
10. Лурия А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0170/1_0170-118.shtml (дата обращения: 07.09.2020).
11. Овчинникова И.Г. Модель ментального лексикона в онтогенезе. URL: https://www.academia.edu/35658501
12. Русский ассоциативный словарь: ок. 1000 стимулов: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.: Астрель; АСТ, 2002. 784 с.
13. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. Изд. 2-е. М., 2003. С. 139–162.
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
P., V., & M., N. (2020). ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВНУТРЕННЕГО ЛЕКСИКОНА ШКОЛЬНИКА МЕТОДОМ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 203-209. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-234

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)