ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

  • Kulinich Yulia V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Safonova Marina V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
Ключевые слова: психологическое благополучие, период средней взрослости.

Аннотация

Проблема и цель. В современном быстро изменяющемся мире, где стресс, напряжение и тревога стали неотъемлемой частью жизни, особенно важным становится вопрос психологического благополучия населения. К тому же возрастной период средней взрослости сталкивает человека с различными вызовами: личностными, профессиональными, семейными, материальными и пр. В статье рассматриваются результаты исследования уровня психологического благополучия в период средней взрослости. Описаны наиболее значимые параметры, оказывающие влияние на уровень психологического благополучия в исследуемый возрастной период.

Теоретико-методологическую основу исследования составили анализ и обобщение научных отечественных и зарубежных подходов, описывающих компоненты и феноменологию психологического благополучия, представленных в трудах Н. Брэдбёрна, Ш. Бюлера, А. Вотермана, У. Джеймса, Э. Динера, Э.Л. Диси, А.А. Кроника, Л.В. Куликова, Г. Олпорта, Р.М. Райана, К. Рифф, К. Роджерса, П.П. Фесенко, М. Чиксентмихайи, Р.М. Шамионова, Т.Д. Шевеленковой, Э. Эриксона, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш.М. Яходы, О.Ю. Зотовой и др. При рассмотрении подходов к исследованию возрастного периода средней взрослости мы опирались на труды таких ученых, как Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, П. Балтес, Д. Бромлей, Ш. Бюлер, Л.А. Головей, С. Кесслер, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Моргун, Е.Ф. Рыбалко, Е.Т. Соколова, Е.Л. Солдатова, Е.И. Степанова, Н.Ю. Ткачева, А.В. Толстых, Р.Д. Хэвиг-Херст, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.

В пилотном исследовании приняли участие 54 человека в возрастном периоде 36–46 лет, из них 15 % мужчин и 85 % женщин, средний возраст составил 38 лет. Для выявления актуального уровня психологического благополучия у респондентов применялись опросник для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах И. Колера1, опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [Шевеленкова, Фесенко, 2005], тест на удовлетворенность жизнью Н.Н. Мельниковой2, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева3, опросник качества жизни SF-36 [Ware Jr, Sherbourne, 1992], анкета кандидата на участие в группе психологического консультирования, включающая в себя блок вопросов по модусам жизни Р.М. Шамионова4.

Статистическая обработка данных производилась при помощи расчета первичных описательных статистик и корреляционного анализа по Пирсону. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы SPSSStatistics 22.0.

Результаты. В ходе исследования выделены и описаны характеристики и проявления позитивного функционирования индивида в период средней взрослости. Анализ результатов диагностики показал наиболее значимые параметры неудовлетворенности респондентов: позитивные отношения, управление средой, разочарование в жизни, ролевое психологическое функционирование, цели в жизни и баланс аффекта.

Также мы получили несколько фокусов внимания, на которые будем опираться при дальнейшем анализе и разработке программы группового психологического консультирования. Это сфера взаимоотношений и способность выстраивать близкие, позитивные отношения, сфера смыслов, ценностей и целей, а также сфера отношений с самим собой, веры в себя и в свой потенциал. Ценностно-смысловая сфера и удовлетворенность жизнью являются важными факторами, влияющими на психологическое благополучие, физическое и психологическое здоровье имеет высокую взаимосвязь с уровнем благополучия. Таким образом, поддержание баланса между физическим и психологическим здоровьем является ключом к общему благополучию и качеству жизни. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы, жизненных целей, отношений с людьми, удовлетворенности жизнью и самопринятием в исследуемой возрастной группе представляет собой сложную и многогранную структуру, где каждый элемент влияет на другие.

В ходе исследования мы определили мишени работы для групповых психологических консультаций: система смыслов, ценностей и целей, отношения с самим собой, отношения с окружающими и отношения с жизнью.

Заключение. В период средней взрослости многие люди начинают переосмысливать свои ценности и приоритеты, что напрямую связано с формированием жизненных целей. Осознание того, что действительно важно, позволяет установить более значимые и глубокие отношения с окружающими, что, в свою очередь, способствует повышению уровня удовлетворенности жизнью. Способность принимать себя таким, какой есть, открывает путь к искренним и доверительным отношениям с другими, что создает ощущение принадлежности и поддержки. Таким образом, гармония между ценностями, целями и отношениями может значительно увеличить общее чувство удовлетворенности жизнью, помогая людям в этом возрасте находить баланс и уверенность в своих жизненных выборах. Это, в свою очередь, оказывает влияние и на общее состояние физического и психологического здоровья, повышает уровень психологического благополучия в целом. Таким образом, выявив ключевые параметры и их взаимосвязи, мы получили основу для разработки программы группового психологического консультирования, направленного на повышение уровня психологического благополучия в период средней взрослости.

Литература

1. Бенко Е.В. Психодиагностика структуры субъективного благополучия // Мир науки. 2016. Т. 4, № 4. С. 1–9. URL: http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN416.pdf (дата обращения: 08.09.2024).
2. Берзин Б.Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 4 (180). С. 74–81. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/65965/1/iurp-2018-180-09.pdf (дата обращения: 08.09.2024).
3. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16331526 (дата обращения: 08.09.2024).
4. Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_2915317 (дата обращения: 08.09.2024).
5. Нерушай А.И. Психологическое благополучие людей пожилого возраста // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2021. № 1. С. 128–141. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-128-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-lyudey-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 08.09.2024).
6. Савенышева С.С., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости // Мир науки. 2017. Т. 5, № 1. C. 1–9. URL: http://mir-nauki.com/PDF/01PSMN117.pdf (дата обращения: 08.09.2024).
7. Скорынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 87–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-strukture (дата обращения: 08.09.2024).
8. Созонтов А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 105–114. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index (дата обращения: 08.09.2024).
9. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004073005 (дата обращения: 08.09.2024).
10. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности: монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 194 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007979247 (дата обращения: 08.09.2024).
11. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129. URL: https://studfile.net/preview/2976755/page:16/ (дата обращения: 08.09.2024).
12. Bradburn, N. (1969). The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co. URL: https://www.norc.org/content/dam/norc-org/pdfs/BradburnN (access date: 08.09.2024).
13. Diener, E. (1999). Subjective well-being: three decades of progress. E. Diener, E. Suh, R.E. Lucas, H.L. Smith. Psychological Bulletin, 125 (2), 276–302. URL: https://labs.psychology.illinois.edu/~ediener/Documents/Diener (access date: 08.09.2024).
14. Ryff, C.D. (1995). The structure of psychological well-being revisited / Ryff C.D., Keyes C.L. M. Journ. Pers. Soc. Psychol., 69 (4), 719–727. URL: https://scottbarrykaufman.com/wp-content/uploads/2015/11/830.pdf (access date: 08.09.2024).
15. Ryff, C.D. (2014). Psychological Well-Being Revisited: Advances in the Science and Practice of Eudaimonia. Psychotherapy and Psychosomatics, 83 (1), 10–28. DOI: 10.1159/000353263. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1159/000353263 (access date: 08.09.2024).
16. Ryff, C. Singe, B. (2000, February). Interpersonal Flourishing: A Positive Health Agenda for the New Millennium. Personality and Social Psychology Review, 4 (1): 30–44. DOI: 10.1207/S15327957PSPR0401_4. URL: https://(PDF) Interpersonal Flourishing: A Positive Health Agenda for the New Millennium (researchgate.net) (access date: 08.09.2024).
17. Ware Jr, J.E. (1992, Jun.). The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). I. Conceptual framework and item selection. J.E. Ware Jr, C.D. Sherbourne. Medical Care, 30 (6), 473–483. URL: https://www.sobtell.com/images/questions/1505632884 (access date: 08.09.2024).
Опубликован
2024-10-30
Как цитировать
V., K., & V., S. (2024). ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 69(3), 88-101. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/575