ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ: АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
Проблема и цель. В современном мире, где изменяются условия, задачи, содержание профессиональной деятельности, особенно важным становится вопрос формирования гибких, надпрофесиональных компетенций, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. Гибкие компетенции рассматриваются как приоритетный результат образования на всех его уровнях. И безусловно, высока важность владения гибкими компетенциями самими педагогами. В статье рассматриваются результаты исследования уровня развития гибких компетенций первокурсников – будущих педагогов. Описаны наиболее значимые параметры, характеризующие стартовый уровень развития гибких компетенций студентов, определены основные задачи по их дальнейшему развитию в процессе обучения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили анализ и обобщение научных отечественных (Т.Н. Ануфриева, О.П. Горьковая, Д.С. Ермаков, О.В. Игумнова, Н.В. Потапова и Т.С. Панина, Л.Н. Степанова и Э.Ф. Зеер, С.Н. Фомина, Т.А. Цквитария, А.Э. Цымбалюк, Т.А. Яркова и И.И. Черкасова) и зарубежных (K. Ananiadou, L. Camarinha-Matos, R. Canning, R. Weissberg, D. Wilkie) подходов, описывающих сущность и ключевые характеристики гибких компетенций. Исследование проводилось в октябре 2024 г. на платформе «Россия – страна возможностей» на основе системы диагностики, предложенной Центром оценки и развития управленческих компетенций студентов. В исследовании приняли участие 673 первокурсника, из них 133 юноши и 540 девушек, обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева. В ходе тестирования изучались уровни развития 12 компетенций. Статистическая обработка включала расчет первичных описательных статистик, корреляционного анализа по Пирсону, факторного анализа с помощью компьютерной статистической программы SPSSStatistics 22.0.
Результаты. «Компетентностный» портрет будущих педагогов хорошо соотносится с описываемыми в социологических и психологических публикациях мыслительными, личностными, поведенческими особенностями поколения Z. У студентов хорошо развиты компетенции, связанные с общением, несколько хуже с организацией совместной деятельности в команде, есть трудности с управлением задачами, недостаточно развиты компетенции, обеспечивающие саморазвитие. Особенности развития гибких компетенций и их взаимосвязи свидетельствуют о том, что для значительного числа студентов-первокурсников еще не пройден кризис идентичности, помощь в завершении кризисного этапа процесса самоопределения может стать направлением работы преподавателей, кураторов, наставников и сотрудников психологической службы университета.
Заключение. Выявленные особенности развития как отдельных компетенций, так и групп компетенций должны стать предметом для выбора и при необходимости модификации приемов и методов обучения и воспитания студентов, выстраивания единого подхода, обеспечивающего условия для максимально возможного развития гибких компетенций студентов.
Литература
2. Бубнова И.С., Пирожкова О.Б., Шибанкова Л.А., Масалимова А.Р. Оценка soft-компетенций педагогов: разработка и апробация // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5 (142). С. 44–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka (дата обращения: 19.05.2025).
3. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14–20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nadprofessionalnye (дата обращения: 19.05.2025).
4. Горьковая О.П., Козловский Н.В., Матыкина В.С., Петров А.В. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. 2019. № 4 (53). С. 20–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42332480 (дата обращения: 19.05.2025).
5. Дагаева Е.А. Тренинг как технология формирования soft skills студентов: преимущества и проблемы применения: тезисы // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 04 декабря 2020 г. М.: Российский гос. ун-т правосудия, 2021. С. 310–311. EDN BPXTUZ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45689763 (дата обращения: 19.05.2025).
6. Девятова И.Е. Техники развития гибких навыков у учителей начальной школы // Научное обес-печение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehniki (дата обращения: 18.05.2025).
7. Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 3. C. 85–102. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6
8. Ермаков Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannaya (дата обращения: 18.05.2025).
9. Кондратьева И.Г. Диагностика и инструменты оценки гибких компетенций студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2025. Вып. 2 (238). С. 7–14. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2025-2-7-14
10. Кондратьева И.Г. Принципы развития гибких компетенций студентов // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-razvitiya-gibkih-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 18.05.2025).
11. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2021. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnoe (дата обращения: 18.05.2025).
12. Павленко С.А., Келеман Л.А., Прохорова И.С. Формирование soft skills («гибких навыков») в процессе преподавания гуманитарных дисциплин на основе современных педагогических технологий // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения: 18.05.2025).
13. Потапова Н.В., Панина Т.С. Педагогическая наука о проблеме развития надпрофессиональных навыков студентов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2021. № 2. С. 93–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45597564 (дата обращения: 18.05.2025).
14. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 15, № 3. С. 350–363. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft (дата обращения: 19.05.2025).
15. Романова Л.Л. Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза // Концепт: научно-методический электронный журнал 2023. № 02. С. 17–29. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11008. URL: http://e-koncept.ru/2023/231008.htm
16. Руденко Е.А., Рубцова Н.Н. Диагностика гибких навыков студентов педагогического вуза // Известия ВГПУ. 2021. № 5 (158). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika (дата обращения: 18.05.2025).
17. Сорокопуд, Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft (дата обращения: 19.05.2025).
18. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills (дата обращения: 19.05.2025).
19. Ускова Б.А., Фоминых М.В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 1. С. 77–92. DOI: https://doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.6
20. Фомина С.Н. Систематизация дефиниции «soft skills» в отечественной и зарубежной научной литературе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20, № 1 (158). С. 156–163. DOI: https://doi.org/10.17922/2071-5323-2021-20-1-156-163
21. Форсайт компетенций – 2030. Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы. Сколково. URL: https://www.hse.ru/news/science/74798508.html (дата обращения: 17.05.2025).
22. Холодцова И.И. Формирование и развитие «гибких» навыков в подготовке педагогов общеобразовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 50–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения: 18.05.2025).
23. Центр оценки и развития управленческих компетенций студентов / Министерство образования и науки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti (дата обращения: 17.05.2025).
24. Цквитария Т.А. и др. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 14. URL: https://vestnik.tspu.ru/archive?year=2023&issue=2 (дата обращения: 18.05.2025).
25. Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 120–127. URL: https://vestnik.yspu.org/releases/2019_6/17.pdf (дата обращения: 18.05.2025).
26. Шайхутдинова Х.А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie (дата обращения: 18.05.2025).
27. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222–234. URL: https://vestnik.utmn.ru/humanitates/vypuski/2016-tom-2/4/301971/ (дата обращения: 18.05.2025).
28. Ananiadou, K., & Claro, M. (2009). 21st century skills and competences for New Millennium learners in OECD countries. OECD Education Working Papers, 41. DOI: https://doi.org/10.1787/218525261154
29. Camarinha-Matos, L.M., Goes, J., Gomes, L., & Pereira, P. (2020). Soft and transferable skills acquisition through organizing a doctoral conference. Educ. Sci., 10 (9). DOI: https://doi.org/10.3390/educsci10090235
30. Canning, R. (2015). Education: Skills Training. In: International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (pp. 215–217), Elsevier. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-311
31. Certel, Z., Bahadir, Z., Kabaca, E., & Seraki, S. (2018). Professional experience, tolerance, empathy and reading interests as variables predicting cognitive flexibilities of physical education teachers. International Journal on New Trends in Education and Their Implications, 9 (3), 41–51. URL: https://www.researchgate.net/publication/330520982 (access date: 18.05.2025).
32. Duckworth, A.L., & Yeager, D.S. (2015). Measurement matters: Assessing personal qualities other than cognitive ability for educational purposes. Educational Researcher, 44 (4), 237–251. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0013189X15584327
33. Weissberg, R. (2016). Why social and emotional learning is essential for students. Adapted from: Handbook of Social and Emotional Learning: Research and Practice, The Guilford Press. URL: https://www.edutopia.org/blog/why-sel-essential-for-students (access date: 18.05.2025).
34. Wilkie, D. (2019, October 21). Employers say students aren’t learning soft skills in college. In: SHRM The Voice of All Things Work. URL: https://www.shrm.org/resourcesandtools (access date: 18.05.2025).