КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС»)

  • ARAMACHEVA Lyudmila V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • DUBOVIK Evgeniya Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: профессиональный стандарт, оценка трудовых функций, будущий психолог, компетенция «Психология», Национальное движение «Абилимпикс», профессиональный конкурс для лиц с инвалидностью.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме оценки сформированности трудовых функций будущих психологов (на примере обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева – участников Национального движения «Абилимпикс»). Актуальность указанной проблемы обусловлена необходимостью поиска эффективных способов независимой оценки качества подготовки обучающихся в системе высшего образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС 3++). В данной статье характеризуется один из походов к осуществлению внешней независимой оценки качества образования и сформированности трудовых функций выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева – будущих психологов в рамках участия в чемпионате «Абилимпикс» – конкурсе профессионального мастерства для лиц с инвалидностью. Цель статьи – проанализировать основные теоретические подходы к проблеме независимой оценки качества образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС 3++) и представить подход к осуществлению внешней независимой оценки качества образования и сформированности трудовых функций будущих психологов (на примере обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева – участников Национального движения «Абилимпикс»).

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования и социальной сфере, точек зрения на проблему отечественных, зарубежных ученых и описание опыта осуществления независимой оценки сформированности трудовых функций будущих психологов (на примере обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева – участников Национального движения «Абилимпикс»).

Результаты. Приведен анализ основных тенденций развития современной системы высшего психолого-педагогического образования, определены актуальность и практическая значимость работы. Представлено описание подхода к осуществлению независимой оценки качества образования и сформированности трудовых функций будущих психологов (на примере обучающихся КГПУ им. В.П. Астафьева – участников Национального движения «Абилимпикс»).

Заключение. В настоящее время актуальным является вопрос о независимой оценке качества подготовки обучающихся университетов в условиях внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС 3++). Одним из решений данного вопроса может быть оценка качества подготовки обучающихся посредством их участия в профессиональных конкурсах, которые позволяют оценить сформированность трудовых функций с позиций требований образовательного и профессионального стандартов.

В статье представлен подход к осуществлению внешней независимой оценки качества образования выпускников КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках участия Национального движения «Абилимпикс». Данный подход может быть полезен для других образовательных организаций.

Литература

1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. Красноярск, 2013. 428 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22868686 (дата обращения: 29.07.2019).
2. Антропова О.А. Основные тенденции развития образования в странах Европейского союза: Общие ценности, подходы и требования к реализации образовательного процесса // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 9–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37278547 (дата обращения: 03.08.2019).
3. Ахметова Д. Инклюзивная культура общества как результат реализации инклюзивной политики и практики // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С.В. Алёхина. М.: МГППУ, 2017. 512 с. URL: http://www.nngasu.ru/inv_i_ovz/students/inc_obr_preemstv.pdf (дата обращения: 29.07.2019).
4. Богданова Е.В. Этика общения с людьми с ограничениями здоровья как составляющая инклюзивной культуры // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etika-obscheniyas-lyudmi-s-ogranicheniyami-zdorovya-kaksostavlyayuschaya-inklyuzivnoy-kultury/ (дата обращения: 29.07.2019).
5. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–103. URL: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf (дата обращения: 29.07.2019).
6. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 30–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnostkak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-1 (дата обращения: 29.07.2019).
7. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 133–136. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35138 (дата обращения: 29.07.2019).
8. Жарикова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX Междунар. науч.- практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. С. 79–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17901518 (дата обращения: 03.08.2019).
9. Колегова Е.Д. О планировании результатов обучения в рамках компетентностно-ориен-тированных основных образовательных программ // Научный диалог. 2014. № 2 (26): Педагогика. С. 91–101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21278901 (дата обращения: 03.08.2019).
10. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013. № 7. 72 с. URL: http://elib.pstu.ru/Record/RUPSTUbooks172162 (дата обращения: 03.08.2019).
11. Новое в проектировании содержания образовательной подготовки бакалавров и магистров // Управление образовательным процессом в современном вузе: высшее образование для развития региона: матер. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием в рамках IV Международного научно-образова-тельного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» / О.В. Груздева, А.С. Ковалев, Л.В. Доманецкая, О.М. Вербианова, Е.Ю. Дубовик; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 33–48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26305539 (дата обращения: 03.08.2019).
12. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–4. С. 797–801. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23107074 (дата обращения: 03.08.2019).
13. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-realizatsii-kompetentnostnogo-podhoda-k-rezultatam-obrazovaniya (дата обращения: 03.08.2019).
14. Столбова И.Д., Данилов А.Н. Инструментарий оценивания результатов образования при компетентностном подходе // Стандарты и мониторинг образования. 2012. № 4.
С. 24–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17844562 (дата обращения: 03.08.2019).
15. Товышева И.З. Внешняя оценка качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования как основа целостной общероссийской системы оценки качества образования // КЭ. 2010. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-otsenka-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-uchrezhdeniy-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-osnova-tselostnoy (дата обращения: 29.07.2019).
16. Тюриков А.Г., Боровинских О.С., Голубева К.А., Кунижева Д.А. Формирование системы внутренней и внешней независимой оценки качества образовательных услуг в вузе // Власть. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-vnutrenney-i-vneshney-nezavisimoy-otsenki-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-v-vuze (дата обращения: 29.07.2019).
17. Факторович А.А. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. М.: Перо, 2014. 53 с. URL: https://isu.ru/ru/about/license/docs/__1_05vn.pdf (дата обращения: 03.08.2019).
18. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and participation in schools. Bristol, United Kingdom: Centre for Studies on Inclusive Education, 2002. 102 p. URL: http://www.eenet.org.uk/resources/docs/Index%20English.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
19. Social Security in Japan. Chapter 8. Policy for people with disabilities. Tokyo: National Institute of Population and Social Security Research, 2014. URL: http://www.ipss.go.jp/s-info/e/ssj2014/pdf/08_SSJ2014.pdf) .
Опубликован
2019-10-30
Как цитировать
V., A., & Yu., D. (2019). КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС»). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 49(3), 117-128. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-148

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)