ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКА АВТОХТОННОГО И ЯЗЫКА ЭКЗОГЕННОГО: ПОТРЕБНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ

  • VASILYEV Aleksandr D. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • VASILIEVA Svetlana P. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: автохтонный язык, экзогенный язык, изучение английского языка, социальная дифференциация, лингвоментальная специфика, информационно-психологическая война.

Аннотация

Постановка проблемы. Язык вообще является орудием мышления и средством социализации его носителя, более того, идеальной субстанцией для сложения нации в единое целое. Фактор родного языка обеспечивает наличие уникальной ментальности каждого народа и формирование принадлежащей ему собственной картины мира. Это подтверждается социальной, исторической и образовательной практикой. Сами по себе надуманные попытки искусственно возвеличить или, наоборот, принизить какой-то из существующих языков не имеют никакого отношения ни к лингвистике, ни к любой другой науке. Они предпринимаются, как правило, для решения определенных политических задач.

Изучение иностранного языка традиционно объясняется желанием индивидуума расширить культурно-образовательный горизонт, интенсифицировать непосредственные международные связи и др.

Цель – анализ высказываний на тему лингводидактических потребностей общества в обучении родному языку и иностранному.

Методология. Основной метод исследования – дискурсивный анализ, предполагающий выявление в текстах важных смыслов в зависимости от социального, психологического, образовательного и исторического контекста.

Результаты исследования. Сегодня актуальность обретают импульсы в первую очередь социального характера.

Интерес к изучению иностранных языков, особенно английского, заметный в России на протяжении последних трех десятилетий, имеет ряд не столько образовательных, сколько социальных причин.

Возникает ситуация, во многом подобная галломании российского дворянства XVIII–XIX вв., которое противопоставило себя своему народу по лингво-ментальному признаку.

Выводы. Если доминирующая группа социума радикально подчиняет себя парадигмам экзогенного языка и диктуемым им стереотипам мышления и поведения, то более или менее оптимистичные перспективы такого социума в целом довольно туманны.

Литература

1. Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб., 2013. 660 с.
2. Васильев А.Д. Лингвокультурные процессы и возможности их прогнозирования. М., 2017. 264 с.
3. Васильев А.Д. Письменность, алфавиты, орфография: история и современность Красноярск, 2018. 164 с.
4. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. Красноярск, 2003. 224 с.
5. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000. 166 с.
6. Васильев А.Д., Васильева С.П. Элементы социальной маркированности в российском официозном дискурсе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 185–195. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-154
7. Васильева С.П. Русская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира. Красноярск, 2005. 240 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.
9. Голев Н.Д. Особенности современного обыденного метаязыкового сознания в зеркале обсуждения вопросов языкового строительства // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. № 3 (4). С. 5–17. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12160348_70657937.pdf
10. Дацишина М.В. Язык как инструмент власти: немецкий язык для временно оккупированных советских территорий. 1941–1944 гг. // Вопросы языкознания. 2012. № 1. С. 66–87. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17637266_25774667.pdf
11. Ключевский В.О. Воспоминание о Н.И. Новикове и его времени // Ключевский В.О. Соч.: в 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 28–55.
12. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. 240 с.
13. Комлев Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты. Изд. 2-е. М., 2003. 216 с.
14. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика М., 1976. С. 35–220.
15. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2003. 496 с.
16. Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: кол. монография / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород», 2016. 244 с.
17. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Срезневский И.И. Русское слово. М., 1986. С. 103–161.
18. Толстой Л.Н. Декабристы // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1979. Т. 3. С. 356–387.
19. Трубачев О.Н. В поисках единства. 2-е изд., доп. М., 1997. 284 с.
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
D., V., & P., V. (2021). ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКА АВТОХТОННОГО И ЯЗЫКА ЭКЗОГЕННОГО: ПОТРЕБНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 113-121. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-263

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)