СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ, ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

  • Semenova Xenia A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
  • Safonova Marina V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
Ключевые слова: стрессоустойчивость, факторы стрессоустойчивости, студенты педагогического вуза.

Аннотация

Проблема и цель. Интерес к исследованиям в области стрессоустойчивости связан с особенностями перехода к информационному обществу, ускорением научно-технического прогресса, повышением конкуренции и требований к профессиональной деятельности. Особенное значение развитие стрессоустойчивости приобретает в профессиях, связанных с экстремальными и эмоционально напряженными условиями, в том числе педагогической профессии. В статье рассматриваются особенности развития стрессоустойчивости студентов педагогического вуза, обсуждаются факторы, влияющие на стрессоустойчивость будущих педагогов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили анализ и обобщение научных отечественных и зарубежных исследований стрессоустойчивости такими авторами, как Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолькман и др. Структура стрессоустойчивости рассматривается на основе обобщения подходов Н.И. Бережной, Ю.Н. Гурьянова, А.Л. Рудакова, М.Ф. Секача, Р.М. Шагиева.

В исследовании приняли участие 68 студенток первого курса КГПУ им. В.П. Астафьева. В качестве конкретных психодиагностических методов применялись: анкета для оценки нервно-психической устойчивости (НПУ): «Прогноз 2» (В.Ю. Рыбников); опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) А.А. Реана; опросник «Индикатор копинг-стратегий» (Coping Strategy Indicator, CSI) Д. Амирхана; опросник волевого самоконтроля (ВСК) (А.Г. Зверьков и Е.В. Эйдман); опросник когнитивной флексибильности (Cognitive Flexibility Inventory, CFI). Статистическая обработка данных производилась при помощи расчета первичных описательных статистик, корреляционного анализа по Пирсону, факторного анализа. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы SPSSStatistics 22.0.

Результаты. Исследование показало наличие положительных и отрицательных связей различной степени выраженности между компонентами стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза. Выделены ключевые факторы, влияющие на формирование нервно-психической устойчивости, такие как: частота столкновения с конфликтогенными ситуациями, высокая самооценка, способность адекватно реагировать на внешние физические факторы, выбор копинг-стратегий, уровень волевой саморегуляции и когнитивной флексибильности.

Особое внимание уделено роли мотивации достижения успеха, которая способствует активизации студентов в стрессовых ситуациях и влияет на выбор стратегий преодоления стресса. Установленные корреляции подтверждают значимость всех указанных компонентов для формирования общей стрессоустойчивости студентов.

Проведенное исследование подтверждает важность комплексного подхода к развитию стрессоустойчивости среди студентов педагогических вузов, включающего развитие волевых качеств, навыков самоуправления и адекватных механизмов адаптации к различным стрессовым воздействиям.

Заключение. Выявленные взаимосвязи между компонентами стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивостью, мотивационной направленностью, доминирующими копинг-стратегиями, волевыми качествами личности студентов создают основу для разработки и реализации программы группового психологического консультирования, направленного на повышение уровня стрессоустойчивости будущих педагогов.

Литература

1. Алыпкашева А.Д. Повышение уровня стрессоустойчивости студентов // Российская наука в современном мире: сб. ст. LXII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 31 мая 2024 г. М.: Актуальность.РФ, 2024. С. 246–248. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67877837_45193002.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
2. Антошкина Е.А., Осипова В.В. Феномен стрессоустойчивости в различных психологических категориях и понятиях // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Гуманитарные науки. 2023. № 26. С. 5–6. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54303949_24114358.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
3. Астанина В.Е. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Перспективы развития науки в современном мире: сб. ст. по матер. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 02 декабря 2019 г. Уфа: Вестник науки, 2019. С. 168–171. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41596622_84694344.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
4. Бадмаева Н.И. Понятие стрессоустойчивости в психологии // A Posteriori. 2024. № 1. С. 104–106. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_58901379_15429665.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
5. Баст Е.И. Особенности проявления стрессоустойчивости у студентов-первокурсников педагогических специальностей вуза // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2015. № 3. С. 4–8. URL: https://journals.uspu.ru/attachments/article/1289/1.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
6. Бенькова В.Ю. Понятие и компоненты стрессоустойчивости // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XIX Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 25 августа 2018 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 69–72. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35432722_44347054.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
7. Гаврилова В.В. Исследование стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период обучения // XVII Неделя науки молодежи СВАО: сб. ст. по итогам работы науч. конф. и круглых столов, Москва, 18–30 апреля 2022 г. М.: Стратагема-Т, 2022. С. 120–125. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53729196_83882729.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
8. Газиева М.З. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 348–350. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti?ysclid=meid3ylfdt543735837 (дата обращения: 20.07.2025).
9. Дьяков С.И. Стрессоустойчивость студентов-психологов разного профиля обучения // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. № 1 (74). С. 87–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-studentov-psihologov-raznogo-profilya-obucheniya?ysclid=meid5hvq8c884869889 (дата обращения: 20.07.2025).
10. Ельникова О.Е., Комлик Л.Ю., Фаустова И.В. Стрессоустойчивость как показатель психологической готовности к профессиональной деятельности современной молодежи // Перспективы науки и образования. 2024. № 4 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-kak-pokazatel-psihologicheskoy-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 21.09.2025).
11. Ермакова Е.С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник ЛГОУ им. А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 142–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovladayuschee-povedenie-zhiznestoykost-stressoustoychivost-i-depressiya-studentov-vuza (дата обращения: 21.09.2025).
12. Ерохина А.С. Особенности стрессоустойчивости студентов педагогического вуза // Молодежь. Наука. Будущее: сб. ст: в 2 т., Оренбург, 25–26 мая 2016 г. Оренбург: Оренбур. гос. пед. ун-т, 2016. Т. 1. С. 175–177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26013086&ysclid=meid5ul9wd627552538 (дата обращения: 20.07.2025).
13. Ильичев И.В., Аксенов А.А., Воронина Н.В., Аксенова А.А. Особенности стрессоустойчивости студентов различных специальностей // Живая психология. 2023. Т. 10, № 5 (45). С. 91–97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54809655_41736428.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
14. Колесникова Г.Ю., Чебарыкова А.В. Повышение стрессоустойчивости у студентов младших курсов // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика: сб. науч. тр., Хабаровск, 30 октября 2015 г. / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т, 2016. С. 92–94. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34948325_50010507.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
15. Макаров А.В., Абраменко Ю.А. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен // Актуальные проблемы аддиктивного поведения: матер. VII Всеросс. науч.-практ. конф. Таганрогского института им. А.П. Чехова. Таганрог, 15 декабря 2023 г. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2024. С. 68–77. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_69191699_37564370.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
16. Махрина Е.А., Василенко А.В. Особенности стрессоустойчивости студентов-первокурсников // E-Scio. 2022. № 6 (69). С. 1–10. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49264903_811-71853.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
17. Питкевич М.Ю. Стрессовые состояния и стрессоустойчивость человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. № 1. С. 115–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressovye-sostoyaniya-i-stressoustoychivost-cheloveka?ysclid=meiektenxk603318302 (дата обращения: 20.07.2025).
18. Поветьев П.В. Факторы стрессоустойчивости в процессе учебной деятельности студентов высших учебных заведений // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5, № 7. С. 18–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49800677 (дата обращения: 20.09.2025).
19. Самвелян Ф.Г. Стрессоустойчивость личности как психологический феномен // StudNet. 2020. Т. 3, № 3. С. 141–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-lichnosti-kak-sihologicheskiy-fenomen?ysclid=meiem16z8r850166362 (дата обращения: 20.07.2025).
20. Ячменева А.С. Психолого-педагогические условия развития стрессоустойчивости студентов педагогического вуза // Человек. Социум. Общество. 2021. № 5. С. 75–80. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46264898_74196908.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
21. Dev, S. (2018). The impact of procrastination, stress tolerance, and study habits on the academic achievements of Indian students living in India (Kerala) and the UAE. Research in the field of social sciences and technology, 3 (3), 16–31. URL: http://dx.doi.org/10.46303/ressat.03.03.2
22. Maymon, R., & Hall, N.S. (2021). Overview of first-year student Stress and Social Support. Social Sciences, 10 (12), 472. DOI: https://doi.org/10.3390/socsci10120472
23. Paralkar, M.A., & Knutson, U. (2023). Overcoming academic stress: Ambiguity and tolerance to uncertainty among college students. Journal of American College Health, 71 (7), 2208–2216. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07448481.2021.1965148
24. Xu, J., & Ba, Yu. (2022). Overcoming stress and emotional burnout of students: the ambiguity of understanding tolerance by students. Boundaries in Psychology, 13, 842113. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2022.842113
Опубликован
2025-10-30
Как цитировать
A., S., & V., S. (2025). СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ, ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 73(3), 110-123. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/635

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)