ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Ключевые слова: будущие инженеры, учебно-профессиональная деятельность, организационно-педагогические условия, сопровождение процесса адаптации, цифровые технологии, профессиональная безопасность.

Аннотация

Проблемы и цель. В статье анализируется степень разработанности проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе и влияние адаптации на качество подготовки специалистов. В педагогической теории и практике недостаточно рассмотрены проблемы адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе, в частности для специалистов в области радио-

электронных систем. Показано, что для результативной адаптации студентов – будущих инженеров необходимо педагогическое сопровождение процесса адаптации на основе разработанной программы адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе и условий ее реализации.

Методологию исследования составляют анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сопровождения процесса адаптации, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, методической, специальной литературы, обобщение педагогического опыта при подготовке специалистов в области радиоэлектронных систем.

Результаты. Предложенная программа учитывает направленность учебно-профессиональной деятельности и реализуется по следующим направлениям: инженерно-техническое, социально-профессиональное и личностно ориентированное. В каждом направлении выявлены факторы, влияющие на процесс адаптации, определены задачи сопровождения, обоснованы организационно-педагогические условия, разработаны формы и методы организации, обеспечивающие результативность адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе.

Заключение. Программа адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе и организационно-педагогические условия способствуют: обогащению содержания учебно-профессиональной деятельности материалом, развивающим применение цифровых технологий в системе подготовки будущих инженеров; приобщению будущих инженеров к практической деятельности, в том числе к профессиональной безопасности; актуализации потребности будущих инженеров в освоении приемов самоорганизации, саморазвития и самореализации, связанных с пониманием смысла, ценностей и приоритетов учебно-профессиональной деятельности.

Литература

1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. Красноярск, 2013. 428 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22868686 .
2. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа – вуз – предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487 .
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016.№ 1 (35). С. 43–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25682208 .
4. Адольф В.А. и др. Управление в педагогических системах: монография. 2-е изд., испр. и доп. / В.А. Адольф, С.Г. Кукушкин, М.В. Лукьяненко, Н.П. Чурляева [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23280451.
5. Акименко А.К. Понятие адаптации, ее критериев и механизмов адаптационного процесса // Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3. С. 5–18. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/27/-sbornik_adapt._3.pdf.
6. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–103. URL: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf.
7. Дашкова А.К., Чурляева Н.П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 166–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20351052.
8. Дашкова А.К., Чурляева Н.П. Направление сбережения здоровья как социально значимое в аксиологической модели профессиональной адаптации студентов // Образование и общество. 2013. № 5. С. 27–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21182993.
9. Дашкова А.К., Чурляева Н.П. Перспективы современной вузовской инженерной подготовки и особая роль здоровьесберегающего направления подготовки // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 104–109. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse, . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20357210.
10. Игнатова В.В., Ковчина Н.В. Междисциплинарный анализ феномена «социальное взаимодействие» // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13350 (дата обращения: 02.05.2019).
11. Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального становления: монография. Germany, Saarbrucher: LAP (LAMBERT Academic Publishing), 2011. 176 с. URL: https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/es/book/978-3-8454-1530-7.
12. Московченко О.Н. Системный подход к оценке здорового образа жизни // Валеология. 1999. № 2. С. 4–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22941502 .
13. Чурляева Н.П. Структурно-компетентностный подход к построению педагогической системы подготовки специалистов в техническом вузе: монография. Красноярск: СибГАУ, 2005. 259 с. URL: http://www.alib.ru/au-churlyaeva.
14. Adolf V.A., Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Algoritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects. Espacios. 2018. 39 (35). 7 p.
15. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8, № 2. P. 39–61. DOI: https://doi.org/10.17499/jsser.360863.
16. Akzhigitov A.R., Dakhin A.N., Gerashchenko V.V., Katsura A.V., Musin R.M. General thinking activities in the algebra classroom. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018. № 8(4). P. 158–171. DOI: https://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.10.
17. Kozlov A.V., Kuimov V.V., Lepeshev A.A., Pogrebnaya T.V., Sidorkina O.V. Ecological engineering of the sixth innovation wave in system of continuous training and Municipal Facilities Development: MATEC Web of Conferences170, 04006 (2018). 9 p. Open Access [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/matecconf/201817004006 .
18. Kozlov A.V., Kuimov V.V., Pogrebnaya T.V., Sidorkina O.V. Innovative Projects Method Application in Engineering Education: proceedings of 2017 7th World Engineering Education Forum (WEEF), 13-16 November 2017. Kuala Lumpur, Malaysia. P. 574–579.
19. Morozova M.V., Kust T.S., Sokolova E.Y., Osipova S.I., Gafurova N.V., Vaganova V.I., Ovchinnikov V.A., Agavelyan R.O. The management of youth employment in a lifelong engineering education system // International Review of Management and Marketing. 2016. № 6 (2). P. 247–252.
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
A., A., K., D., & V., Z. (2019). ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 69-76. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-122

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)