РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, менеджмент, рефлексия, рефлексивные умения, саморазвитие, понимание, профессиональная задача, задачный подход, компетентность.

Аннотация

Постановка проблемы. Анализ рынка труда показывает необходимость подготовки менеджеров, обладающих профессиональными качествами, которые формируют компетентность личности. В этом контексте уделяется большое внимание вопросам формирования рефлексивных умений будущих менеджеров, способствующих пониманию, осознанию, анализу и оценке большого массива информации. Отсутствие в педагогической науке единого понимания особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров обусловливает актуальность данного исследования.

Цель статьи – выявление особенностей процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанных организационно-педагогических условий в образовательный процесс.

Обзор научной литературы по проблеме. Осуществлены анализ и обобщение профессиональных и образовательных стандартов, нормативно-правовых документов среднего профессионального образования. Проведен анализ научных работ философов, исследовавших рефлексию и мышление человека. Рассмотрены работы по психологии, посвященные проблеме понимания сущности процесса рефлексии и формирования рефлексивной компетенции личности индивида в современном обществе.

В области педагогической науки и практики проведен анализ научных работ, посвященных компетентностному подходу и исследованию сущности процесса формирования рефлексивных умений. Систематизированы элементы методологии педагогики и теории педагогических исследований, в частности концепция гуманитаризации образовательного процесса, методика личностно ориентированного обучения, компетентностный подход, теория рефлексивной деятельности, на основе которых осуществляется систематизация образовательного процесса в рамках современных тенденций и трендов.

Методология (материалы и методы). На основе проведенного исследования научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных развитию педагогической теории и практики в области профессионального образования и организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, осуществлены анализ и обобщение практических методов, приемов и техник, способствующих систематизации процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализ научной литературы, опрос педагогов и руководителей учреждений системы СПО позволили выявить и обосновать особенности формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО, разработать организационно-педагогические условия процесса формирования этих умений. В статье показаны содержание, особенности и результаты реализации данных условий.

Результаты исследования. Рассматриваются актуальные методы и приемы, обеспечивающие результативную профессиональную подготовку студентов-менеджеров в системе среднего профессионального образования, способных выявлять, понимать профессиональные задачи и обеспечивать их качественное решение. На основе философского понимания рефлексии определяется содержание рефлексивных умений, способствующих выявлению цели и смысла в процессе и результате осуществляемых действий.

В ходе исследования рефлексивных аспектов управленческой деятельности разработаны и реализованы организационно-педагогические условия формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в образовательном процессе:

– создание и реализация типологии рефлексивных задач;

– реализация принципа диалогизации в процессе обучения на основе построения алгоритма рефлексивных задач;

– личностное принятие рефлексивной задачи решателем;

– обеспечение рефлексивного компонента задачи;

– конструирование и внедрение в учебный процесс механизма формирования рефлексивных умений.

В статье рассматриваются выявленные критерии и показатели уровня сформированности рефлексивных умений будущих менеджеров, тройственность показателей способствовала определению уровней сформированности рефлексивных умений, к которым относятся: репродуктивный, смыслотворческий и аналитичес-кий. В завершение рассмотрены результаты эксперимента по формированию рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.

Заключение. В результате проведенного исследования выявлены особенности и этапы процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО и апробированы организационно-педагогические условия, которые обеспечили качественный рост уровня сформированности рефлексивных умений студентов.

Таким образам, конструирование образовательного процесса на основе представленных организационно-педагогических условий обеспечивает результативность процесса формирования рефлексивных умений будущих менеджеров в системе СПО.

Литература

1. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 280 с.
2. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С 37–47. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2016. № 1. С. 43–47. URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/issue/view/14 (дата обращения: 23.08.2021).
4. Артюшина Л.А., Монахов М.Ю. Рефлексивные компетенции в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 3. С. 284–286. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnye-kompetentsii-v-standartah-vyss hego-professionalnogo-obrazovaniya-tretiego-pokoleniya/viewer (дата обращения: 23.08.2021).
5. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование профессиональной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 93–97. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20921567_25022103.pdf (дата обращения: 22.08.2021).
6. Ульянова И.В. Способность к рефлексии – актуальное качество будущего педагога // Высшее образование в России. 2011. № 8–9. С. 147–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-refleksii-aktualnoe-kachestvo-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.08.2021).
7. Ширшова И.А. Развитие управленческой компетентности будущих учителей в комплексе дисциплин психолого-педагогической подготовки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. 2013. № 2, т. 26 (65). С. 125–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–upravlencheskoy-kompetentnosti-buduschih-uchiteley-v-komplekse-distsiplin-psihologo-pedagogicheskoy-podgotovki (дата обращения: 22.08.2021).
8. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 4. С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17715194_52247598.pdf (дата обращения: 18.07.2021).
9. Meierdirk C. Reflections of the future teachers // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 23–41. DOI: 10.15823/p.2018.22
10. Miller J. How to train the good teacher / Translated by Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine “Scientific American”. 2013. No. 2. P. 70–76. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 18.08.2020).
11. Nam J. Critical reflection on the ESL teacher’s subjectivity // Reflective Practice. 2017. Vol. 18, No. 1. P. 123–132. DOI: 10.1080/14623943.2016.1251414
12. O’Neill T.A. et al. Constructive controversy and reflexivity training promotes effective conflict profiles and team functioning in student learning teams // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16, No. 2. P. 257–276. DOI: 10.5465/amle.2015.0183
13. Prensky M. The games generation: How learners have changed. In: Digital game-based learning (Ch. 02, p. 1–26). New York: McGraw-Hill, 2001. Retrieved June 24, 2005. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky//%20-%20Ch2-Digital%20Game-Based%20Learning.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
14. Vangsnes V., Økland N.T.G., Krumsvik R. Computer games in pre-school settings: Didactical challenges when commercial educational computer games are implemented in kindergartens // Computers & Education, 2012. Is. 58 (4). P. 1138–1148. DOI: 10.1016/j.compedu.2011.12.018
15. Zevenbergen R. Digital natives come to preschool: Implications for early childhood practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2007. Is. 8 (1). P. 19–29. DOI: 10.2304/ciec.2007.8.1.19
Опубликован
2021-10-30
Как цитировать
A., A., & N., B. (2021). РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 57(3), 38-48. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-288

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)