КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА: КАТЕГОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

  • OLKHOVA Yulia V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SAFONOVA Marina V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: компетентность, компетентность жизнестроительства, деятельность, внутренний мир, ответ, субъектность, жизненный мир, выбор, целеполагание, жизненный план, ответственность.

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен анализ категории жизненного планирования с точки зрения компетентностного подхода. Фиксируется противоречие между тем, что, с одной стороны, способность ставить цели и строить жизненные планы выступает в качестве одного из ключевых результатов современного образования, и с другой – жизненный план преимущественно понимается как статический образ, созданный в ответ на изменение мира, не рассматриваются умения по его созданию, реализации и корректировке. Для разрешения существующего противоречия введено понятие компетентности жизнестроительства – компетентности строить и реализовывать жизненные планы.

Методология и методы исследования. Исследование по характеру является теоретическим. Использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, систематизация научных идей; системный структурный, функциональный и генетический анализ проблемы; моделирование. Методологию исследования составляют субъектно-деятель-

ностный (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская,

А.В. Брушлинский и др.), компетентностный подходы (Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.).

Результаты исследования, обсуждение. Обоснован компетентностный подход к понятию «жизненный план». На основе выделенных противоречий и анализа ключевых понятий было сформулировано и определено ключевое понятие исследования – компетентность жизнестроительства. Представлены содержание и результаты подготовительного, организационного этапа исследования. Определены новизна, значимость работы, представлена методология исследования.

Заключение. В ходе теоретического анализа проблемы описаны ключевые понятия, связанные с компетентностью жизнестроительства, ее компоненты, определена логическая последовательность умственных и физических действий человека, в которых эта компетентность реализуется, определен перечень условий формирования компетентности жизнестроительства в образовательном процессе.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 160 с. URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document214.pdf
2. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 288 с.
URL: https://www.klex.ru/11m
3. Алишев Б.С. К вопросу о психологической сущности ценностей // Ученые записки. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Психология. Педагогика. 2011. Т. 4, № 1 (13). С 3–14.
URL: https://akmepsy.sgu.ru/sites/akmepsy.sgu.ru/files/journal_full/uch-zap-1-11.pdf
4. Алишев Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 149, кн. 1. С. 46–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fundamentalnye-sotsialnye-ustanovki-i-ih-sootnoshenie
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. URL: https://antistres.pp.ua/wordpress/wp-content/uploads/2012/02/267799_07948_ananev_b_g_o_problemah_sovremennogo_chelovekoznaniya.pdf
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 288 с. (Мастера психологии.) URL: https://www.google.com/url?client=internal-element-cse&cx=partner-pub-9852498454530948:5868091131&q=https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/psikhologija/ananev_chelovek_kak_predmet_poznanija/22-1-0-3830&sa=U&ved=2ahUKEwi7mv_2nILmAhWB-yoKHdqxCt0QFjAAegQIABAC&usg=AOvVaw06JWw8v9xkEIqeyG1WHKr0
7. Демидова И.Ф. Жизненный мир как детерминанта личностного развития человека // Психология и социология. 2011. URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Psihologia/9_93033.doc.htm
8. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2016. 488 с. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document12850.pdf
9. Иванова Н.В. Целеполагание жизни как фактор развития личности современного студенчества // Психология человека в современном мире. Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений: матер. Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. 400 с. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document2006
10. Климонтова Т.А. Метасистемный подход как основа изучения внутреннего мира человека // Теория и практика общественного развития. 2013. С. 158–160.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metasistemnyy-podhod-kak-osnova-izucheniya-vnutrennego-mira-cheloveka
11. Магазева Е.В. К проблеме личностного выбора // Психология человека в современном мире. Т. 3: Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики: матер. Всерос. юбилейной науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г. / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. С. 308–314. URL: http://hpsy.ru/authors/x1975.htm
12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд.: пер. с англ. СПб.: Питер, 2018. 400 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/psikhologija/maslou_abrakham_motivacija_i_lichnost_3_e_izd_per_s_angl_2008_g/22-1-0-397
13. Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной молодежи: межпоколенный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1. С. 175–189. http://ecsocman.hse.ru/data/977/827/1219/Muzdybaev.pdf
14. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 100–111. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/647/774/1231/007_Muzdabaev.pdf
15. Роджерс К. Становление личности. Взгяд на психотерапию. М.: Эксмопресс, 2001. 416. с. URL: https://www.koob.ru/rodjers_karl/stanovlenie_lichnostyu
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / ПСТГУ. М., 2013. URL: https://klex.ru/ggl
18. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: матер. ко Второму заседанию методологического семинара (авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf
19. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Д.А. Леонтьева, Л.Я. Гозмана. М., 1990. 368 с. URL: https://imwerden.de/pdf/frankl_chelovek_v_poiskakh_smysla_1990.pdf
20. Хуторская Л.Н., Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. 2015. № 2. URL: https://xn–h1am1a.xn–p1ai/journal/2015/200/Eidos-Vestnik2015-216-Khutorskaya-Khutorskoy.pdf
21. Argyros I. Aspects of the holistic approach in teaching // Modern technologies of teaching foreign languages. 2012. С. 27. URL: http://venec.ulstu.ru/lib/go.php?id=5241#page=27
22. Babintsev V.P., Ushamirsky A.E. Designing and implementing life strategies of young people in the context of social engineering // 1st International Scientific Practical Conference, The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment, (ISMGE 2019). Atlantis Press, 2019. URL: https://scholar.google.ru/citations?user=_SQ_isMAAAAJ&hl=ru&oi=sra
23. Murthy S., Murthy D. Learning for life-Building blocks to holistic education // Proceedings of the European Conference on E-Learning. 2011. С. 535–549. URL: http://www.iicacademy.com/docs/learning-for%20life.pdf
24. Savickas M.L. Nota L., Rossier J. and other. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75, is. 3. December. P. 239–250. URL: https://doi.org/10.1016/j.jvb.2009.04.004
25. Subasree R. Current and Emerging Challenges towards Competence Building and Youth Employment: A Critical analysis // IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS). 2016. Vol. 21, is. 6. Ver. 7 (June). P. 22–30. DOI: 10.9790/0837-2106072230
26. Trilling B., Fadel C. 21st Century Skills: Learning for Life in Our Times. John Wiley & Sons, 2009. https://www.google.com/books?hl=ru&lr=&id=VUrAvc8OB1YC&oi=fnd&pg=PR7&dq=competence+of+life-building&ots=DwhQRxguhO&sig=_DjEE5Ft-PV36aXzgc43O2HTEYI
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
V., O., & V., S. (2019). КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА: КАТЕГОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 127-142. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-169

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2