МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА)
Аннотация
Проблема исследования заключается в определении возможности использовать модифицированный русскоязычный вариант технологии GOMs (general outcome measurement) для мониторинга учебных достижений в интерактивной среде у школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования − определить надежность и валидность наборов заданий, разработанных в русскоязычной версии с учетом основных положений технологии GOMs, для мониторинга учебных достижений (на примере звуко-буквенного анализа) в интерактивной среде у школьников с умеренной умственной отсталостью.
Методология (материалы и методы). Основной методологической базой выступает группа теоретических научных методов, связанных с анализом эмпирических данных. Эмпирические данные получены как методом показа правильного варианта из трех предложенных для выбора (требование технологии GOMs), так и общепринятым методом оценивания навыков звукового анализа – устными ответами. Обследование методом показа проводилось с помощью компьютерной программы в интерактивной среде.
Результаты исследования. Подтверждена надежность наборов заданий для мониторинга сформированности умения определять первую и последнюю букву в слове, так как результаты показов двух включений в близкий временной промежуток совпадают на уровне значимости 0,05. Подтверждена тесная и значимая взаимосвязь результатов показа с результатами устных ответов при определении первой и последней буквы в слове, что позволяет сделать вывод о валидности наборов заданий.
Выводы. Полученные экспериментальные данные не противоречат возможности применения модифицированного варианта технологии GOMs для мониторинга учебных достижений в интерактивной среде у обучающихся с умственной отсталостью в России.
Литература
2. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка. М.: АСОУ, 2016. 200 с. URL: http://new.asou-mo.ru/images/files/Monografii/Изд.__1251__Воронкова.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1935. С. 33–52. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79865 (дата обращения: 15.10.2020).
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 1. С. 49–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41496511 (дата обращения: 15.10.2020).
5. Замский X.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М.: НПО «Образование», 1995. 400 с. URL: http://schzk-omut.ucoz.ru/metoda/book/kh.zamskij.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
6. Защирская О.В., Николаева Е.А., Рыбни- ков В.Ю., Бызова В.М. Влияние внутрисемейной коммуникации на специфику восприятия жестов детьми младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 81–93. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.06.
7. Инденбаум Е.Л. О содержании, практике постановки и формулировках функционального диагноза как средстве формализации мониторинга развития школьника с легкими формами интеллектуальной недостаточности // Дефектология. 2012. № 3. С. 3–13. URL: http://https://elibrary.ru/item.asp?id=18849277 (дата обращения: 15.10.2020).
8. Каткова И.А. Результаты изучения психологического базиса и навыков чтения умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития // Дефектология. 2017. № 6. С. 63–73. URL: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=79928&SECTION_ID=38 (дата обращения: 15.10.2020).
9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=18466 (дата обращения: 15.10.2020).
10. Мамаева А.В. Апробация технологии мониторинга навыка чтения обучающихся с умственной отсталостью с использованием сенсорного экрана // Итоговый сборник II Всероссийского съезда дефектологов. М., 2017. С. 271–277. URL: http://yarinternat-9.ru/wp-content/uploads/2019/03/Сборник-II-Всероссийского-съезда-дефектологов.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
11. Мамаева А.В., Горностаева А.А., Русакова О.О. Применение технологии диагностики сформированности понимания прочитанных предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью // Педагогический имидж. 2019. № 3 (44). С. 396–409. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-396-409
12. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 / А.В. Мамаева, Т.С. Антонова, К.Ю. Денисова, С.Ю. Килина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 41–51. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-41-1-119
13. Постникова Н.Н., Мамаева А.В. Целесо-образность оказания организующей помощи при проведении мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: матер. XVI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и школьников / отв. редактор И.Ю. Жуковин; Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2017. С. 166–168. URL: http://www.kipk.ru/files/fck/13/file/articles/ (дата обращения: 15.10.2020).
14. Применение зарубежных технологий на сенсорном экране для мониторинга достижений умственно отсталых школьников / А.В. Мамаева, Т.С. Антонова, К.Ю. Денисова, С.Ю. Килина // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2020. С. 226–235. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.27
15. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с. URL: https://infourok.ru/shipicinalm-neobuchaemiy-rebenok-v-seme-i-obschestve-1301906.html (дата обращения: 15.10.2020).
16. Afacan K., Wilkerson K.L., Ruppar A.L. Multicomponent reading interventions for students with intellectual disabilities // Remedial and Special Education. 2017. Vol. 39, is. 4. P. 229–242. DOI: https://doi.org/10.1177/0741932517702444
17. Ainsworth M.K., Evmenova A.S., Behrmann M., Jerome M. Teaching phonics to groups of middle school students with autism, intellectual disabilities and complex communication needs // Research in Developmental Disabilities. 2016. Vol. 56. P. 165–176. URL: https://www.deepdyve.com/lp/elsevier/teaching-phonics-to-groups-of-middle-school-students-with-autism-7ICzoO60o9 (дата обращения: 15.10.2020).
18. Alnahdi G.H. Teaching reading for students with intellectual disabilities: A systematic review // International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 9. P. 79–86. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1074053.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
19. Chai Z., Vail O.C., Ayres K.M. Using an iPad application to promote early literacy development in young children with disabilities // The Journal of Special Education. 2014. Vol. 48, is. 4. P. 268–278. DOI: https://doi.org/10.1177/0022466913517554
20. Deno S.L. Developments in curriculum-based measurement // The Journal of Special Education. 2003. Vol. 37, is. 3. P. 184–192. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ785942 (дата обращения: 15.10.2020).
21. Deno S.L. The nature and development of curriculum-based measurement // Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 1992. Vol. 36, is. 2. P. 5–10. DOI: https://doi.org/10.1080/1045988X.1992.9944262
22. Farley D., Anderson D., Irvin Sh. Modeling reading growth in grades 3 to 5 with an alternate assessment // Remedial and Special Education. 2016. Vol. 38, is. 4. P. 195–206. DOI: https://doi.org/10.1177/0741932516678661
23. Hill D.R., Lemons C.J. Early grade curriculum-based reading measures for students with intellectual disability // Journal of Intellectual Disabilities. 2015. Vol. 19, is. 4. P. 311–325. DOI: https://doi.org/10.1177/1744629515574812
24. Jones F.G., Gifford D., Yovanoff P., Al Otaiba S., Levy D., Allor J. Alternate assessment formats for progress monitoring students with intellectual disabilities and below average IQ: An exploratory study // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2018. Vol. 34, is. 1. P. 41–51. DOI: https://doi.org/10.1177/1088357618762749
25. Kearns J.F., Kleinert H.L., Thurlow M.L. Alternate assessment as one measure of teacher effectiveness: Implication for our field // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2015. Vol. 40, is. 1. P. 20–35. DOI: https://doi.org/10.1177/1540796915585105
26. Wallace Т., Tichá R. General outcome measures for students with significant cognitive disabilities: Pilot study // Technical Report. University of Minnesota, 2007. 43 p. URL: https://www.progressmonitoring.org/pdf/tr12sigcog.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
27. Wallace Т., Tichá R., Gustafson K. Technical characteristics of general outcome measures (GOMs) in reading for students with significant cognitive disabilities // Reading & Writing Quarterly. 2010. Vol. 26, is. 4. P. 333–360. DOI: https://doi.org/10.1080/10573569.2010.500264
28. Wayman M.M., Tichá R., Wallace T., Espin C.A., Wiley H.I, Du X., Long J. Comparison of different scoring procedures for the CBM maze selection measure // Technical Report. University of Minnesota, 2009. 19 p. URL: https://www.progressmonitoring.org/pdf/tr10asls.pdf (дата обращения: 15.10.2020).