ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

  • Safonova Marina V. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-7925-274X
  • Naprienko Diana A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: родители, младшие школьники, психологическое благополучие, родительско-детское отношение, забота.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена анализу результатов изучения психологического благополучия младших школьников в семье. Актуальность исследования связана с возрастающим вниманием общества к «профессионализации» родительства, обсуждением содержания «осознанного» и «компетентного» родительства, стремлением определить основные критерии родительского отношения и воспитания, позволяющие создать благоприятные условия для развития ребенка. Цель статьи – рассмотреть взаимосвязи различных аспектов взаимодействия родителей с детьми и удовлетворенности детей в семейном окружении.

Методологию исследования составляют научные концепции, отражающие закономерности психического развития детей, представленные в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, подходы в области психологического благополучия зарубежных (М. Аргайл, Э. Динер, Р. Райанаи, Э. Деси, К. Рифф и др.) и отечественных (А.А. Кроник, А.В. Воронина, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, Е.Б. Весна, Р.М. Шамионов) авторов, системный подход в изучении семьи (М. Боуэн, К. Маданес, С. Минухин, Д. Хейли, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). В исследовании приняли участие 60 младших школьников и их родители (60 человек). Для проведения исследования были выбраны следующие методики. Родителям предлагались «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина для изучения ведущего типа отношения родителя к ребенку, методика «Мера заботы» И.М. Марковской для определения ведущей воспитательной позиции родителей, методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрющенко и Г.М. Шашловой. Детям были предложены «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана, который дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева. Статистическая обработка данных включала анализ средних, корреляционный анализ по методу Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы SPSS Statistics 22.0.

Результаты исследования. В качестве ключевых показателей, обусловливающих психологическое благополучие младших школьников в семье можно рассматривать тип родительского отношения и характер общения родителя с ребенком. Удовлетворенность младших школьников жизнью связана с общением родителя и ребенка на темы познания и внутреннего мира ребенка, повседневного быта, проведением совместного досуга и выполненем домашних дел вместе с детьми. Подобный характер общения способствуют снижению тревожности, конфликтности и восприятию семейной ситуации как благоприятной.

Наименее благоприятными типами родительского отношения можно считать инфантилизацию, симбиоз и отвержение ребенка. Переживанию ребенком психологического неблагополучия способствует нарушение психологической дистанции со стороны родителя. Как непринятие, так и «сверхпринятие» ребенка мешают субъективному переживанию психологического благополучия.

Заключение. Поскольку семья является одним из самых значимых социальных институтов в жизни ребенка, задающих социальную ситуацию его развития, важно, чтобы в семейной системе складывались такие отношения, общение и взаимодействие, которые будут обеспечивать психологическое благополучие всех членов семьи. Именно поэтому при помощи психолого-педагогической работы, основанной на результатах исследования, возможно изменение позиции родителя, формирование компетентного родительства.

Литература

1. Андреева А.А., Москвитина О.А. Психологическое благополучие учащихся 1–5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203–220. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-uchaschihsya
2. Архиреева Т.В. Субъективное благополучие младших школьников // Вестник НовГУ. 2017. № 4 (102). С. 13–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-mladshih-shkolnikov
3. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета Новая серия Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2013. № 2. С. 73–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-v-metodologii-issledovaniya-subektivnogo-blagopoluchiya
4. Брук Ж.Ю., Игнатжева С.В. Субъективное благополучие детей 10 и 12 лет в пространстве удовлетворенности семьей, школой и друзьями // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 6. С. 164–175. DOI: 10.17759/pse.2021260613
5. Гурко Т.А. Благополучие детей в различных семейных структурах: обзор результатов зарубежных исследований // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2021. № 1 (61). С. 45–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagopoluchie-detey-v-razlichnyh-semeynyh-strukturah-obzor-rezultatov-zarubezhnyh-issledovaniy
6. Дмитриева М.И., Васягина Н.Н. Влияние семейных взаимоотношений на психологическое благополучие ребенка // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. тр. / под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.Н. Григорян. Екатеринбург, 2021. Вып. 18. С. 130–134. EDN QFNZTM. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48452614
7. Дмитриева М.И. Детерминанты психологического благополучия ребенка // Актуальные вопросы современной психологии, конфликтологии и управления: взгляд молодых исследователей: сб. науч. ст. междунар. студен. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 ноября 2021 года / отв. ред. А.И. Калашников. Екатеринбург, 2021. С. 127–132. EDN JSRRRS. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48282922
8. Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № 3. С. 9–21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301
9. Егорова М.А., Терехова А.М. Воспитательная деятельность как ресурс сохранения и укрепления психологического благополучия младших школьников // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 1. С. 71–80. DOI: 10.17759/bppe.2023200107
10. Илхамова Д.И. Взаимоотношения в семье как фактор физического и психологического благополучия детей // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LIV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 17 января 2022 г. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2022. Т. 1 (52). С. 70–75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48018427
11. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 16–26. DOI: 10.17759/pse.2019240502
12. Кулагина И.Ю., Кравцова М.А. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 4. С. 36–51. DOI: 10.17759/psyedu.2022140403
13. Куфтяк Е.В. Психологическое благополучие младших школьников с разным типом привязанности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 383–390. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-62
14. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов // Психологический журнал. 2019. T. 40, № 6. C. 18–30. URL: https://psy.jes.su/S020595920007311-8-1; DOI: 10.31857/S020595920007311-8
15. Логинова С.В. Обзор исследований психологического благополучия детей // МНКО. 2017. № 3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-psihologicheskogo-blagopoluchiya-detey
16. Петунова С.А. Роль семейного воспитания в формировании личностных черт и психологического благополучия детей младшего школьного возраста // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: матер. II Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 27–28 ноября 2015 г. / гл. ред. И.О. Логинова / Краснояр. гос. мед. ун-т им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Красноярск, 2015. С. 239–242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26047213
17. Платонова З.Н. Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 72–75. DOI: 10.24158/spp.2017.12.15
18. Поленова О.В. Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в семьях с различным уровнем психологического благополучия // VII Форум психологов Прикамья. 2017. С. 191–197. URL: http://www.psu.ru/files/docs/fakultety/fsf/Forum2017
19. Сафонова М.В., Ковалева О.М. Анализ социальных представлений современных россиян о «хорошей маме» и «хорошем папе» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 100–112. DOI: 10.25146/1995-0861-2021-57-3-294
20. Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Т. 16, № 3. С. 94–105. DOI: 10.17759/bppe.2019160306
21. Хатуева М.М., Швалева Н.М. Поддержка субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений как условие развития психологического здоровья младших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 1. С. 213–223. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-subektnyh-proyavleniy-lichnosti
22. Dinisman Т., Andresen S., Montserrat С., Strozik D. Family structure and family relationship from the child well-being perspective: Findings from comparative analysis // Children and Youth Services Review. 2017. No. 80 (9). Р. 105–115. DOI: 10.1016/j.childyouth.2017.06.064
23. Goswami H. Social relationships and children’s subjective well-being // Social Indicators Research. 2012. No. 107 (3). P. 575–588. DOI: 10.1007/s11205- 011-9864-z
24. LeMoyne T., Buchanan T. Does “hovering” matter? Helicopter parenting and its effect on well-being // Sociological Spectrum. 2011. Vol. 31, No. 4. Р. 399–418. URL: https://doi.org/10.1080/02732173.2011.574038
25. Moore K.A., Murphey D., Bandy T. Positive child well-being: An index based on data for individual children. Maternal and child health journal. 2012. Vol. 16, № 1. Р. 119–128. DOI: 10.1007/s10995-012-1001-3
26. Rees G., Bradshow J., Goswami H., Keung A. Understanding children’s well-being: A national survey of young people’s well-being. London: The Children’s Society. 2010. URL: https://www.york.ac.uk/inst/spru/research/pdf/Understanding.pdf
27. Thomas P.A., Liu H., Umberson D. Family relationships and well-being // Innovation in Aging. 2017. Vol. 1, No. 3. P. igx025. URL: https://doi.org/10.1093/geroni/igx025
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
V., S., & A., N. (2023). ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 91-103. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/497

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2