РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Ключевые слова: театральная педагогика, театрализованная деятельность, лингвотеатральный подход, лингвистический театр, иноязычное образование.

Аннотация

Проблема и цель. Необходимая при изучении иностранного языка лингво- и социокультурная среда, как правило, на уроке отсутствующая, имитируется при помощи лингвотеатральных технологий, требующих от учителя наличия креативной компетентности, формирующейся в процессе реализации лингвотеатрального подхода как инновационной практики обучения иностранному языку. Поэтапное применение театрализации, драматизации и инсценизации на уроке иностранного языка позволяет повысить эффективность обучения всем видам речевой деятельности.

Цель статьи – представить авторские рекомендации по использованию лингвотеатрального подхода к обучению иностранному языку в контексте развития креативной компетентности будущего учителя иностранного языка.

Методологию исследования составляют концепция лингводидактического применения театральной педагогики в образовании (А.Б. Никитина, Е.А. Хамраева, Т.М. Осокина, Д.М. Куликова, К. Bohle); теоретико-методологические основы организации театрализованной деятельности при изучении иностранного языка (С.Г. Гаврилова, С.Н. Коробова, Е.А. Несветаева, Е.А. Бароненко, Ю.А. Райсвих, И.А. Скоробренко); практико-ориентированные исследования в сфере применения лингвотеатрального подхода к процессу обучения иностранному языку (Т.В. Самосенкова, Д.Ю. Цотова, М. Schewe, С.С. Anca и др.).

Результаты. Комплекс заданий и упражнений по обеспечению лингвотеатрального подхода к обучению иностранному языку, разработанный авторами исследования, включающий такие виды театрализованной деятельности, как персонификация персонажа, чтение по ролям от лица персонажа, театрализованный пересказ текста (инсценирование эпизодов жизни персонажа), театрализованная ситуация, театрализованная игра, игровые театральные упражнения (игровая импровизация), способствует реализации креативного потенциала обучающихся в ходе имитации лингво- и социокультурной среды. На примере работы с текстами П. Маара описан поэтапный процесс применения лингвотеатрального подхода на уроке немецкого языка.

Заключение. Применение лингвотеатрального подхода к обучению иностранному языку развивает ино-язычную коммуникативную компетенцию обучающихся даже при базовом и пороговом уровне языковой подготовки за счет когнитивного моделирования языковых и речевых ситуаций.

Литература

1. Адаева О.М., Каргина А.Т. Роль и место театральных технологий на уроке английского языка в начальной школе // Поволжский педагогический вестник. 2021. Т. 9, № 3 (32). С. 100–108.
2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Использование элементов театрализации при обучении второму иностранному языку в высшей школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 19–39. DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.002
3. Гаврилова С.Г., Коробова С.Н., Несветаева Е.А. Обучение английскому языку средствами театрализованной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 13 (2). С. 55–61. DOI: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-55-61
4. Горностай Т.Л. Введение в педагогическую профессию: учеб.-метод. пособие / Министерствово образования Республики Беларусь, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2021. 170 с.
5. Иванов Д.В., Степашкина В.А. Креативная компетентность педагога, учителя, преподавателя: сущность, структура, значимость в общепрофессиональной компетентности // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. 2022. № 10 (октябрь). С. 57–69. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11068; URL: http://e-koncept.ru/2022/221068.htm
6. Киктева К.С. Неформальные театральные практики изучения иностранных языков: опыт городского исследования // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 1 (51). С. 85–95. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.51.1.07
7. Кудрицкая М.И., Копейкина Л.Н. Театральная технология в обучении иностранному языку как мотивирующий и воспитательный инструмент // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 98–101.
8. Никитина А.Б. Театральная педагогика в образовании в России и за рубежом // Школьные технологии. 2019. № 5. С. 47–51.
9. Оларь Ю.В., Ахметгалиева Р.Р. Использование приемов театральной технологии в обучении иностранным языкам // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (53). С. 55–58. DOI: 10.52772/25420291_2022_1_55
10. Осокина Т.М., Куликова Д.М. Театральная педагогика как эффективное средство при обучении иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2022. № 2. С. 43–45. DOI: 10.56163/2072-2524-2022-2-43-46
11. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Лингвистический театр как эффективный метод обучения студентов вузов фонетике иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1 (115). DOI: 10.23670/IRJ.2022.115.1.089; URL: https://research-journal.org/archive/1-115-2022
12. Разумовская Е.А. Реализация лингвокультурологического подхода в обучении сценической речи на английском языке в гуманитарном вузе // Концепт: науч.-метод. электронный журнал. 2019. № 1. C. 62–72. DOI: 10.24411/2304-120X-2019-11006; URL: http://e-koncept.ru/2019/191006.htm
13. Руднева Е.А., Батицкая В.В. Театрализация как способ обучения говорению на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы // Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2022. № 6 (96). C. 29–31. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13859
14. Самосенкова Т.В., Цотова Д.Ю. Возможности лингвотеатрального подхода в формировании межкультурной компетенции при изучении иностранных языков // Известия Тульского государственного университета. 2017. № 2. С. 113–119.
15. Хамраева Е.А. Театрализация на уроках русского языка за рубежом как форма педагогического эдьютейнмента // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. Т. 1, № 2. С. 97–102. DOI: 10.33910/2686-830X-2019-1-2-97-102
16. Цотова Д.Ю. Коммуникативные аспекты лингвотеатрального подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256), вып. 33. С. 158–164. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kommunikativnye
17. Anca C.C. Teaching foreign languages through the Glottodrama method // E-Health and Bioengeneeiring Conference. 09.01.2014. URL: https://ieeexplore.ieee.org/xpl/conhome/6695804/proceeding
18. Bohle K. Von der Theater- zur Filmwerkstatt. Theaterpädagogische Methoden im virtuellen DaF-Unterricht // German as a Foreign Language. 2022. No. 3. P. 70–88.
19. Das Sams ist wieder da – ein neues Buch von Paul Maar. URL: https://ganznormalemama.com/2020/09/10/
20. Franks A. Drama and Learning. In: Oxford Research Encyclopedia of Education. Oxford University Press. 2019. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.391
21. Giebert S., Göksel E. Dramapädagogik-Tage 2022. In: Conference proceedings of the 6th Annual conference on performative language teaching and learning. 2022. 240 p. https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0111-pedocs-253210 https://doi.org/10.25656/01:25321
22. Hochbruck W. Nadine Saxinger: Sprache lernen lieben (er)leben – dramapädagogische Methoden im Fremdsprachenunterricht. Freiburg Center for Education. 2020. URL: https://www.face-freiburg.de/2020/dramapaedagogische-methoden-im-fremdsprachenunterricht/
23. Janzen Ulbricht N. Ein Theaterexperiment mit Gesten und Musik: Gemeinsam Englisch lernen in der sechsten Klasse. In: Christian Andrä & Manuela Macedonia (Eds.). Bewegtes Lernen – Ein Handbuch für Forschung und Praxis. Berlin: Lehmanns Media Berlin, 2020. P. 41–54.
24. Maar P. Irgendwo in der Welt. URL: https://www.lyrikline.org/de/gedichte/irgendwo-der-welt-1432
25. Maimone R.P. Approaches to educational drama in foreign language learning. UniversitadegliStudi di Padova, 2016. 143 p.
26. Müller T. Sprachliche Kognitivierung im dramapädagogischen Deutsch-als-Fremdsprache-Unterricht. Eine Bestandsaufnahme und empirische Expertenbefragung // Deutsch als Fremdsprache- Zeitschrift zur Theorie und Praxis des Faches Deutsch als Fremdsprache. 2019. No. 1. P. 36–48. DOI: https://doi.org/10.37307/j.2198-2430.2019.01.11
27. Retelj A. Ansichten Angehender DAF-Lehrender zur Dramapädagogik im Fremdsprachenunterricht // Journal for Foreign Languages. 2020. No. 12 (1). P. 189–205.
28. Schewe M. Fokus Fachgeschichte: Die Dramapädagogik als Wegbereiterin einer performativen Fremdsprachendidaktik. In: W. Hallet & C. Surkamp (Hrsg.), Handbuch Dramendidaktik und Dramapädagogik im Fremdsprachenunterricht. Trier: WVT Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2015. P. 21–36.
29. Shustova I.Yu., Kruglov V.V., Strizhak O.V., Cherkashin E.O. Theatricalzation in Education: dialogue of cultures. In: European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Conference proceedings. London, 2020. P. 1186–1194.
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
A., M., P., S., & S., M. (2023). РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 37-47. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/492

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)