ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

  • ARAMACHEVA Lyudmila V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • BADRUTDINOVA Elizaveta R. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • GRUZDEVA Olga V. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: материнское отношение, деструктивное родительское отношение, дети младшего школьного возраста, тяжелые нарушения речи, психолого-педагогическая работа.

Аннотация

Проблема и цель. Авторы изучают особенности материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время фиксируется большое количество исследований влияния семьи на развитие ребенка, при этом практически отсутствуют исследования родительского отношения к детям, имеющим нарушения развития, в том числе к детям с тяжелыми нарушениями речи. Цель статьи – описать специфику материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и обосновать направления и содержание психолого-педагогической работы с данной категорией матерей.

Методологию исследования составляют научные концепциии, отражающие общие и специфические закономерности психического развития детей, представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Лебединского; исследования В.В. Ткачевой, характеризующие отношения родителей и детей в семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития; работы А.Я. Варга, А.С. Спива-ковской, Р.В. Овчаровой, Ю.Б. Гиппенрейтер, обосновывающие значимость психологического сопровождения семьи для обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка. В исследовании приняли участие 30 матерей, воспитывающих детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Психодиагностическим инструментом выступили: методика исследования родительского отношения, разработанная А.Я. Варга и В.В. Столиным, направленная на выявление преобладающего типа родительского отношения к ребенку; методика «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия», предложенная Е.И. Захаровой, позволяющая оценить выраженность таких показателей взаимодействия родителя с ребенком, как чувствительность, эмоциональное принятие, поведенческие проявления.

Результаты. Охарактеризованы особенности материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Установлено, что матерям свойственно деструктивное отношение к ребенку: преобладающими типами родительского отношения являются «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник», что указывает на стремление матерей осуществлять тотальный контроль за поведением ребенка, основываясь на убеждении, что ребенок слишком мал, незрел по сравнению со сверстниками, не приспособлен к самостоятельной жизни. При этом эмоциональное взамодействие матерей с детьми характеризуется недостаточной выраженностью эмоционального принятия, способности оказывать эмоциональную поддержку ребенку.

Заключение. На основании выявленных особенностей родительского отношения к детям с тяжелыми нарушениями речи авторами предложена и обоснована система психолого-педагогической работы с матерями, предполагающая: информирование родителей об особенностях психического и личностного развития ребенка с тяжелым нарушением речи; освоение приемов эффективного общения с ребенком; установление доброжелательных отношений между родителем и ребенком. Основным содержанием указанной работы является психологическое просвещение, а также индивидуальное и групповое консультирование родителей.

Литература

1. Антилогова Л.Н., Ждакаева Е.И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-destruktivnyh-detsko-roditelskih-otnosheniy
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/03/28/c47d10c8a11d016
3. Варга А.Я., Маркитантова О.А., Черепанов Е. Семейные правила выживания: послания детям // Психология и психотерапия семьи. 2017. № 1. С. 14–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32555331
4. Ватрич И.А. Комплексный подход к психо-лого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 59–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34928231
5. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания детей 5–6-летнего возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141–151. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-191
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Уроки общения с ребенком // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 65–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17303055
7. Завьялова Н.Н., Филатова А.Ф. Конструктивное отношение матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста: психологическая характеристика, диагностика, развитие // МНИЖ. 2016. № 7-3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnoe-otnoshenie-materey-i-ottsov-k-rebenku-doshkolnogo-vozrasta-psihologicheskaya-harakteristika-diagnostika-razvitie
8. Зайцев И.С. Дети с тяжелыми нарушениями речи в социуме // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2016. Т. 1-1. С. 67–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26388388
9. Мустаева К.С., Юрьева К.К. Специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. науч. тр. / под ред. Г.Ю. Лизуновой. 2019. С. 375–381. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36954393_46941201.pdf
10. Никишина Ю.А. Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 1 (21). С. 65–69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42565263
11. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Ин-т психотерапии. 2003. С. 210. URL: https://www.twirpx.com/file/303596/
12. Пастухова Л.А. Коррекция детско-родительских отношений в семьях с детьми с особыми образовательными потребностями // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1 (46). С. 95–98. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_10365283_41123940.pdf
13. Плотникова Т.Ю. Проблемы психолого-педаго-гического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное отражение. 2020. № 2 (20). С. 52–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42833239
14. Родионова А.Д., Лагутин Б.В., Троицкая Л.А. Эмоционально-личностная и коммуникативная сфера, родительское отношение и стили воспитания матерей детей с нарушенным развитием // Вестник психотерапии. 2019. № 70 (75). С. 118–129. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_38555230_99036996.pdf
15. Сафонова М.В., Карабанова Т.Р. Особенности построения детско-родительских отношений в семьях с родителями разного психо-логического типа, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 167–182. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-210
16. Спиваковская А.С. Тренинг речевой коммуникации в семейной терапии: жанры и технологии // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 94–102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748053
17. Темникова Е.Ю. Развитие детско-родительс-ких отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 115–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27124870
18. Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 155. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26532946
19. Bermejo M.E., Mujika A., Iriarte A. et al. Social and emotional competence as key element to improve healthy lifestyles in children: A randomized controlled trial // Journal of Advanced Nursery. 2019. Is. 75. P. 1764–1781. DOI: https://doi.org/10.1111/jan.14024
20. Dyches T.T. et al. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-analysis // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33, is. 6. P. 2213–2220. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ridd.2012.06.015
21. Jones D.E., Feinberg M.E., Hostetler M.L., Roettger M.E., Paul I.M., Ehrenthal D.B. Family and child outcomes 2 years after a transition to parenthood intervention // Family Relations. 2018. Is. 67. P. 270–286. DOI: https://doi:10.1111/fare.12309
22. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // Interna¬tional Journal of Science and Research (IJSR). August 2017, vol. 6, is. 8. P. 978–982. URL: https://www.researchgate.net/publication/
23. Peer J.W., Hillman S.B. Stress and resilience for parents of children with intellectual and developmental disabilities: A review of key factors and recommendations for practitioners // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities. 2014. Vol. 11, is. 2. P. 92–98. DOI: https://doi.org/10.1111/jppi.12072
24. Smith R. Total parenting // Educational Theory. 2010. Vol. 60, is. 3. P. 357–369. DOI: 10.1111/j.1741-5446.2010.00363
25. Sousa A.C. From refrigerator mothers to warrior heroes: The cultural identity transformation of mothers raising children with intellectual disabilities // Symbolic Interaction. 2011. Vol. 34, is. 2. P. 220–243. DOI: https://doi.org/10.1525/si.2011.34.2.220
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
V., A., R., B., & V., G. (2020). ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 108-117. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-247

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)