ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: магистерские программы, проектирование, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции учителя-дефектолога.

Аннотация

Постановка проблемы. Современный этап развития образования определяет новые требования к профессиональной деятельности учителя-дефектолога. В настоящее время дефектолог, в особенности магистр специального (дефектологического) образования, должен обладать особыми профессиональными компетенциями в связи с увеличением количества детей с множественными нарушениями в развитии, практикой инклюзивного образования. Отсутствие квалификационного запроса работодателей на содержание подготовки магистров в области коррекционной деятельности приводит к открытию невостребованных программ магистратуры и выпуску невостребованных специалистов.

Цель статьи – выявление квалификационного запроса работодателей на подготовку учителя-дефектолога, способного в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях и учреждениях различного уровня, исходя из региональных потребностей.

Методология (материалы и методы). Исследование трудов отечественных и зарубежных ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос руководителей образовательных организаций и учреждений позволили сформулировать направленность (профиль) и определить содержание новой разработанной методом проектирования программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, выявить и обосновать профессионально значимые компетенции магистра специального (дефектологического) образования.

Результаты исследования. В статье представлены результаты опроса работодателей и их представителей для учителей-дефектологов, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять коррекционную работу с обучающимися разных нозологических групп. Описан состав профессиональных компетенций обучающихся, осваивающих программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, приведен перечень вопросов опросника для работодателей.

Выводы. В результате проведенного исследования проектным путем выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций и учреждений на разработку новой программы магистратуры в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, определена направленность (профиль) данной программы; описан состав профессиональных компетенций будущего учителя-дефектолога для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, интеллекта; отобраны эффективные виды деятельности при формировании индикаторов достижений необходимых компетенций для магистра в области дефектологии.

Литература

1. Адольф В.А., Москвин С.Н. Особенности реализации программы формирования профессионально ориентированных управленческих умений будущих магистров // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 37–47. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-181
2. Архипова С.В., Гришина О.С., Золоткова Е.В., Лаврентьева М.А. Модернизация основных профессиональных образовательных программ подготовки педагога-дефектолога: теория и практика // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 43–49. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28150364_35202309.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
3. Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Из опыта проектирования профессиональных компетенций по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Альманах Казанского федерального университета. 2016. С. 6–16. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26671167_49448830.htm (дата обращения: 15.05.2020).
4. Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). С. 1−11. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30031151_80622537.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
5. Беляева О.Л., Брюховских Л.А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 9–13. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32486286_83207070.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
6. Беляева О.Л., Брюховских Л.А., Николина М.С. Подготовка специалистов Красноярского края к работе по слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 111–114. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27124867_12570474.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
7. Богатая О.Ф., Кожанова Н.С., Рассказова Н.П. Проблема формирования профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования // European Social Science Journal. 2016. № 12-1. С. 184–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28314798 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Болкунова Е.В. Формирование компетенции взаимодействия с родителями, социальными партнерами у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образования» в рамках изучения факультатива // Я-концепция субъекта образовательной среды высшей школы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2017. С. 43–47.
9. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий. 2018. № 23-2 (43). С. 40–42. URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905 (дата обращения: 15.05.2020).
10. Голишникова Е.И., Никифорова Е.Э. Ключевые компетенции XXI века студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке: матер. II Виртуальной всерос. науч.-практ. конф. 2018. С. 8–12.
11. Жулина Е.В. Коммуникативная компетентность как условие профессионализации выпускников педагогических вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: матер. Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование)», предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 22–25.
12. Лапп Е.А. Формирование кадров для коррек-ционно-развивающей педагогической деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья в современной России // Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Ващенко. 2016. С. 708–713. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28332752_93520486.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
13. Хаймин Е.С., Хаймина Л.Э. Магистерские программы как результат проектной деятельности // Модернизация педагогического образования в непрерывной системе подготовки кадров: матер. Всерос. науч.-практ. конф. / сост. и отв. ред. Л.Ю. Щипицина. 2017. С. 90–92.
14. Шаповалова О.Е. Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. матер. XLVII Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. 2017. С. 131–136.
15. Шкерина Л.В. Магистерские программы педагогического направления подготовки в реализации концепции поддержки развития педагогического образования // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологические, теоретические и технологические аспекты: матер. II Всерос. науч.-метод. конф. в рамках Междунар. науч.-образов. форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития» / отв. ред. М.Б. Шашкина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.Красноярск,2014. С. 9–20. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22718543_13632028.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
16. Larson E., Gray C. Project management: The managerial process. Irwin / McGraw-Hill. 5 ed. 2011. 608 p.
17. Lomasko P., Simonova A. Virtual innovative environment of practices at Russian teacher-training university as a factor of improving the quality of education // Proceedings in Advanced Research in Scientific Areas The 1st Virtual International Conference “Advanced Research in Scientific Areas”. Žilina, Slovak Republic. 2012. Vol. 1. P. 907–911.
18. Miller J. How to train the good teacher / Translated by T.N. Lapshina // Monthly scientific and information magazine “Scientific American”. 2013. № 2. P. 70–76. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
L., B., A., B., V., M., & Yu., Z. (2020). ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 24-33. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-197

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)